Давным-давно, в стародревние времена, жил в степи полководец, батыр по имени Кадыр. Он очень много воевал. В одном из тяжёлых боёв батыр был ранен. Истекая кровью, без воды и пищи, он длительное время оставался в степи один. Спасает Кадыра белая птица-лебедь, которая превратится потом в красивую девушку. Она поможет Кадыру добраться до озера, напоит его водой, исцелит ему раны. Вскоре батыр женится на прекрасной девушке. И у них родится сын, которого они назовут Казах. Казах- значит вольный, свободный человек. У этого казаха затем появится три наследника: А?арыс, Бекарыс, Жанарыс,которыевпоследствииподелятмеждусобойземлю. ПоправустаршемубратуА?арысу отойдут те земли, которыеназовутСтаршим, ВеликимЖузом. Среднему сыну – землиСреднегоЖуза, а младшемуЖанарысу – соответственноземлиМладшегоЖуза.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внешкольное мероприятие »
Тема : «Биржан - сала)»
(Внеклассное мероприятие)
9 класс
Учитель казахского языка и литературы: Джанабилова Н.Б.
МКОУ « Чаган-Узунская СОШ им П. И. Оськиной»
Задачи1) Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржан –сала, монологическую речь.
2) Обучить аргументированному ответу на вопрос, анализу лирического произведения, инсценированию.
3) Привить любовь и уважение к достоянию культуры казахского народа.
Оборудование: слайды, выставка книг поэтов-бардов, домбра, карта Казахстана, музыкальное сопровождение (кюй), таблички с названием групп.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
(Слайд 1. Приложение.) Звучит кюй. На интерактивной доске появляется слайд с изображением казахской степи. На фоне музыки учитель объявляет тему и её задачи.
II. Слово учителя..
Жуз - сторона, направление.
Различают три жуза: Великий, Средний и Младший.
О происхождении жузов провела исследовательскую работу Бектурганова Гульберген.
Давным-давно, в стародревние времена, жил в степи полководец, батыр по имени Кадыр. Он очень много воевал. В одном из тяжёлых боёв батыр был ранен. Истекая кровью, без воды и пищи, он длительное время оставался в степи один. Спасает Кадыра белая птица-лебедь, которая превратится потом в красивую девушку. Она поможет Кадыру добраться до озера, напоит его водой, исцелит ему раны. Вскоре батыр женится на прекрасной девушке. И у них родится сын, которого они назовут Казах. Казах- значит вольный, свободный человек. У этого казаха затем появится три наследника: Ақарыс, Бекарыс, Жанарыс,которыевпоследствииподелятмеждусобойземлю. ПоправустаршемубратуАқарысу отойдут те земли, которыеназовутСтаршим, ВеликимЖузом. Среднему сыну – землиСреднегоЖуза, а младшемуЖанарысу – соответственноземлиМладшегоЖуза.
Гульберген неслучайно поведала вам историю о жузах. Ведь сегодня у нас мероприятие необычное. Мыпроведём его в форме айтыса. А участниками нашего состязания как раз и будут представители жузов.
I группа – это представители СтаршегоЖуза –
Ақарыс,
II группа - это представители Среднего Жуза –
Бекарыс,
III группа – это представители МладшегоЖуза –
Жанарыс.
III. Айтыс.
1) Краеведческий конкурс.
Задание: Показать на карте Казахстана местонахождение жуза.
2) Разминка. На интерактивной доске слайд №2 с изображением природы . На фоне слайда появляются вопросы:
- Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.
(Поэты-барды являются авторами своих текстов, композиторами и исполнителями. Прекрасно владели музыкальными инструментами, обладали хорошим голосом. При этом выступали в роли фокусников, жонглёров, клоунов-комиков, силачей, борцов.)
- Как по – другому называют поэтов-бардов степи?
(Салы и сері)
- В чём заключается отличие салов от серi?
(Салы от серi отличаются поведением и одеждой. Серi ведут себя более сдержанно. Одеваются богато, изысканно, со вкусом. А салы экстравагантны и в поведении, и в одежде.
Носили широкие штаны, головной убор (борик), украшенный перьями филина. Верхняя одежда яркая, сшитая из лоскутков, украшенная разными безделушками из металла, камней. Подъезжая к аулу, падали с лошади. Притворялись, что не могут двинуть ни рукой, ни ногой.)
- В чём отличие творчества салов и серiот творчества жырау?
(1. Салы и серi создавали богемную лирику, а жырау – героическую.
2. Основные образы творчества бардов: любимая девушка, ловчий беркут, конь-аргамак, гончая собака. У жырау – воин – батыр, его доблесть и отвага, доспехи.
3. Ведущая роль в творчестве принадлежала мелодии и актёрской игре.
4. Не принимали участия в проведении семейных и родовых обрядов.
5. Не занимали важных государственных постов. А жырау были предводителями рода.
6. Не были обызами (предсказателями, жрецами))
- Что значит богемная лирика?
(Богема – среда, состоящая из художников, писателей, актёров, музыкантов, не имеющих материального обеспечения. Отсюда и понятие богемная лирика.)
- Что общего в творческой деятельности салов исері ирусскихскоморохов?
(Русские скоморохи также странствовали по Древней Руси, пели, танцевали, показывали фокусы, так же были пёстро одеты. Как и салы преследовались властью и церковью за сатирические песни.)
- Назовите имена наиболее известных салов и серiXIX века.
(Ахан-серi, Біржан-сал, Жаяу Мұса, Балуан-Шолақ.)
- Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как называется эта улица?
(Сегиз-серi)
Учитель: ( Слайд)
Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение народа, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.
3) Жизнь замечательных людей. (Слайд 3. Приложение.)
Задание: Расскажите кратко о жизни и деятельности Биржана-сала
I группа – Детские годы Биржана
II группа – Юношеские годы поэта
III группа – Зрелость. Последние годы жизни
Слово учителя .
Перед тем как прослушать рассказ о жизни этого замечательного человека, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг. На стеллаже мало книг, но цены им нет. Редко в какой библиотеке их можно найти. Они написаны на русском и казахском языках. Обратите внимание на газетный материал. В хрестоматии на казахском языке помещены произведения салов и серi.
Выступление групп.
I группа – ДетскиегодыБиржана
Биржан сал Кожагулулы родился в 1834 году в окрестностях Кокшетау в местечке Ербол. Тогда это место называлось аулом Кожагула – деда будущего поэта. Старый Кожагул «усыновил»внука, т.к. Турлабай, отец мальчика, жил бедно. Воспитанием Биржана занималась бабушка. Бабушка с дедушкой души не чаяли во внуке, не обременяли его домашней работой. Поэтому детские годы Биржана были радостными и беззаботными.Он с удовольствием занимался тем, что ему нравилось.: слушал сказки и предания, которых его бабушка знала великое множество, любил песни, сложенные прославленными акынами, салами и серэ. Чуткого к поэтическому слову мальчика привлекали манеры певцов, их нарядные одежды, быстрые кони, охотничьи собаки, ловчие птицы. Биржан мечтал всю свою жизнь посвятить искусству.
II группа – Юношеские годы поэта
Став юношей, Биржан окружил себя жигитами – бедняками, беззаботно веселился в аулах, пел и играл на всех тоях и вечерах. Вскоре в степи заговорили о красивом, изысканно одетом молодом певце. Ограниченному и бедному Турлыбаю, к которому Биржан переселился подростком, непонятны были увлечения сына.Тяжело переживал юноша размолвки с отцом, но противиться его воле долго не решался. Когда жизнь в родном доме стала невыносимой, молодой певец отправился в путь. Благодаря состоянию деда Биржан получил возможность заняться песенным искусством, но приумножить или хотя бы сохранить то, что ему досталось от деда, Биржан не стремился и поэтому позже обеднел.
Биржан – сал много путешествовал, побывал в далёких краях, встречался со многими прославленными людьми Казахстана. Айтыс с певицей и поэтессой Сарой – образец поэтического творчества казахских импровизаторов. Важным событием в жизни Биржана была поездка в аул Абая. Именно Абай разглядел в Биржане редкое дарование и дал его песням и исполнительскому мастерству высокую оценку. Долгие беседы с Абаем оставили неизгладимый след в душе Биржана, побудили его к созданию новых песен, новых мелодий.
Однажды Биржан- сал вернулся из поездки с девушкой по имени Апиш, ставшей его женой. Родственники надеялись, что теперь певец остепенится, перестанет надолго отлучаться из дома. Только жена понимала, как тягостно Биржану сидеть подолгу в ауле, и не препятствовала его поездкам.
III группа – Зрелость. Последние годы жизни
Шли годы. Биржан путешествовал всё реже. К шестидесяти годам певец почти перестал выезжать из аула. Теперь уже другие салы и серэ приезжали к нему. Дом Биржана всегда был полон гостей. Сам он по – прежнему был весел и беззаботен. Но вскоре жизнь в родном ауле стала казаться певцу унылой и однообразной, житейские заботы тяготили его. Сыновья- Темиртас и Калкен и дочери – Асыл и Ахык уже выросли. У них появились свои заботы и интересы.Певец чувствовал себя одиноким, старым и ненужным.
Последние годы жизни Биржана были горькими, безрадостными. От болезней, которые у него были и которых у него не было ( он страдал головными болями, а его признали психически нездоровым – «одержимым нечистой силой», как говорили раньше), его лечили невежественные люди. Целыми днями он лежал, крепко связанный арканами. К физической боли прибавлялась боль душевная.Три года пролежал певец связанным. Последние дни Биржана прошли в адских муках. Он умер от гангрены в 1894 году.
Слово учителя:
В 30-е годы XIX века в Казахстане был А. С. Пушкин, когда собирал материалы о Пугачёвском восстании. Тогда-то он и записал легенду о любви Баян – Сулу и Козы Корпеша. И мы можем вообразить, что поэт слушал и казахских бардов. И вот сегодня он у нас в гостях.
(Входит А.С.Пушкин)
Пушкин А.С. :Друзья!
Я сейчас пришёл послушать Вас,
И с вами готов вступить я в состязанье.
Учитель: Ребята, в каждой вашей группе есть акыны-импровизаторы, и мы попросим их сейчас попробовать сочинить стихи о любви в духе казахских поэтов- бардов. А пока они будут готовиться, прослушаем стихотворения Биржана - сала.
4) Выразительное чтение стихотворений
I группа – «Ляйли, мой светик»
II группа – «Рядом с голой берёзой – прохлады нет…»
III группа – «О, дети, Темиртас, Асыл, Ахык
Учитель: Наше мероприятие украшают иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века.
(Слайды4,5. Приложение.) На интерактивной доске иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века. На фоне иллюстраций появляются вопросы:
Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.
5) Стихотворный конкурс.
(Поочерёдно читаются стихи акынами – импровизаторами, после чего Пушкин вступает с ними в состязание, читая своё стихотворение.
Пушкин А.С.На вас смотрю я, как на диво,
И слушать вас я не устал,
Звук песенок игривых
Мой нежно слух ласкал.
В любовь я верю без сомненья.
Она спасёт меня всегда.
Душа моя полна стремленья,
Желанья слиться с нею до конца
IV. Подведение итогов айтыса.(Награждение победителей
Приложение
Слайд 2.
Слайд 1.
Тема : «Великий поэт-бард степи»
Задачи: Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржана - сала
.
Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.
- Как по – другому называют поэтов-бардов степи?
- В чём заключается отличие салов от серэ?
- В чём отличие творчества салов исерэ от творчестважырау?
- Что значит богемная лирика?
- Что общего в творческой деятельности салов исерэ ирусских
скоморохов?
- Назовите имена наиболее известных салов исерэXIX века.
- Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как
называется эта улица?
Слайд 3
Биржан – сал
(род. в 1834 году)
Слайд
Слайд 4
Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.