II. Актуализация знаний. Ребята, вам нравятся уроки ОРКСЭ? -Почему? -С какими понятиями мы работали на уроках? (используется приём «Корзина идей») - Какое из этих понятий вы хотели бы объяснить? (в помощь словарь на стр 75-77) - Как вы думаете, почему мы начали урок с повторения этих понятий? | (Высказывания детей) (Дети по одному выходят к доске и «спускают» в корзину понятия) МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ , ЭТИКА, АТЕИЗМ , РЕЛИГИЯ, взгляд (Эти понятия сегодня будут использоваться на уроке) | Познавательные УДД Коммуникативные УДД: оформлять свои мысли в устной форме |
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. -Кого видите на переднем плане? Что можете сказать о мальчике? -Можем ли мы помочь ему? -А каким может быть его взгляд? -Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему урока. Откройте учебник на стр 54. Прочтите заголовок параграфа, правильно ли мы определили тему урока? Как вы понимаете «светский», «религиозный»? Взгляд на что? Хотите разобраться в этих понятиях? Что же поможет ответить на вопросы? Может быть история на стр 54. (Читают по ролям заранее подготовленные уч-ся) и вопрос перед чтением: Сравните мнения ребят о доброте, нравственных правилах верующих людей и неверующих. ( Атеистов) - Каково мнение Рустама? - О чём говорит Миша? - В чем точки зрения мальчиков противоречат друг другу? - Какой проблемный вопрос вызывает это противоречие мнений? - От кого это зависит? - Давайте решать проблему. (Формулируют проблемный вопрос: « Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?»). | -Мальчика. Он не понимает что это за люди. Почему они так одеты. Куда устремлены взгляды у них и у него. Помочь мы ему не можем, так как не знаем его отношения к ним, его взгляды. -Светский и религиозный. «Взгляд светский и религиозный» Да На добро, мораль, нравственность Да. Могут ли быть одинаково добрыми и верующий и неверующий человек. | Познавательные УДД: строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УДД: определять цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УДД: слушать и понимать других Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступках |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. Давайте вспомним 4 мировых религии. Посмотрите на рисунки внизу стр 55, дополните о религиях. Какую мы решаем проблему? Для решения проблемы разделимся на группы. 1 задание для групп: 1 группа - выбирает предложения, которыми можно подписать первую иллюстрацию в учебнике; 2 группа – 2-ю иллюстрацию; 3 группа – 3-ю иллюстрацию; 4 группа – 4-ю иллюстрацию и ответить на дополнительные вопросы. Вопросы для групп: 1 группа.– Кто верит в Иисуса Христа? (христиане верят в Иисуса Христа) 2 группа. – Как называется священная книга, в которой рассказывается о договоре людей с Богом? (Книга называется Библия) – Как зовут пророка иудеев? (пророка иудеев зовут Моисей) 3 группа. – Кто верит в Аллаха? (мусульмане верят в единого Бога, и называют его по - арабски Аллах) - Как называется священная книга мусульман? (священная книга называется Коран) 4 группа. – В кого верят буддисты? (буддисты верят в Будду, т.е. человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия) Подведём итог: Что является источником добра у верующих? 2 задание для групп: Работа с таблицей в учебнике на странице 56. Прочитайте и расскажите о правилах этих религий. Сравните правила морали разных религий. Сделайте вывод. - Что вас удивило? На что вы обратили особое внимание? - Какие правила есть во всех религиях? - Кто открыл эти правила? - Сделайте вывод. Какие правила установлены в религиозной общине? - Какую часть темы рассмотрели? - Какой взгляд надо рассмотреть? - Может ли быть добрым человек без веры в Бога? Как называют людей, которые не верят в Бога? Найдите определение в тексте на стр . 57 Может ли быть доброта без веры в Бога? -Что заставляет людей поступать хорощо, а не плохо? Откуда берётся ВЕРА у атеистов? - Так может ли быть доброта без веры в Бога? -Какому главному правилу, помогающему совершать добрые поступки, придерживаются неверующие? Вспомните, какому философу принадлежит это изречение? Выберите примеры хороших поступков. - Что же для светского человека является источником добра? Найдите доказательство в тексте на стр 57 Что же мы хотели выяснить? Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правилах морали, объясняющие людям что хорошо, что плохо. | Дети дополняют, глядя на картинки. Дети повторяют. Работают в группах. На первой картинке изображен Иисус Христос. Текст: Христиане верят в единого бога, но в трех лицах: Отца, Сына - Иисусу Христа и Святого Духа. На второй картинке изображен Будда. Текст: Буддисты верят в Будду, то есть человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия. На третьей картинке изображен Моисей – пророк Иудеев. Текст: Иудеи верят в единого Бога, с которым заключили договор, описанный в Библии.) На четвертой картинке изображен Мухаммед – пророк Аллаха. Текст: Мусульмане верят в единого Бога, но называют его по - арабски Аллах, как это написано в Священной книге- Коране Бог -это источник добра, учитель нравственности. Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правилах морали, объясняющие людям что хорошо, что плохо Убеждения. Правила, созданные самими людьми. -«Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»). Убеждения. Правила, созданные самими людьми. Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста. | Познавательные УДД: извлекать информацию из разных источниках(текст, серия рисунков), делать выводы на основе анализа текста Регулятивные УДД Коммуникативные УДД: формулировать своё мнение, свою позицию
Личностные результаты |