По результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся и из опыта работы Пушкинского лицея экономики, политики и права
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательная экономика»
Финансовая грамотность – жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке
По результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся и из опыта работы Пушкинского лицея экономики, политики и права
Россия приняла участие в международном исследовании уровня финансовой грамотности 15-летних школьников 18-ти ведущих стран иэкономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Россия заняла 10 место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. «Более 80 процентов российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения. Для России, у которой пока недолгий опыт рыночной экономики и развития финансовых рынков, это — неплохой результат, — отметил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. — Но для успешной и эффективной жизни в 21 веке этого уже недостаточно. Молодые люди сегодня вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть готовы к принятию индивидуальных финансовых решений.
Особое внимание необходимо уделить тем школьникам (около 17%), которые не достигли даже базового уровня финансовой грамотности, в первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах».
Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали школьники Шанхая, на самые сложные вопросы там ответило более 40% учащихся. Среди лидеров также Австралия, Бельгия, Новая Зеландия и другие страны, известные своими долгосрочными программами финансовой грамотности.
В целом, Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов по математической и читательской грамотности. Положительным является и тот факт, что большинство принимавших участие в международном тестировании школьников заинтересовано в получении большей финансовой информации и демонстрируют высокую мотивацию к повышению свой финансовой грамотности.
Большинство школьников и учителей высказались за включение элементов финансовой грамотности в программу школьного образования.
Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление ианализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Из тематических областей российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в интернете, инвестирования и налогообложения.
Результаты исследования PISA будут использованы при разработке Национальной стратегии финансовой грамотности, которую Министерство финансов готовит совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями. Следующие шаги в рамках Проекта будут сфокусированы на разработке и апробации образовательных программ для среднего общего и профессионального, а также высшего образования с учетом результатов исследования и подготовку педагогических кадров.
Исследование в России было проведено Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. В нем приняли участие 1187 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 субъектов Российской Федерации, результаты были верифицированы ОЭСР.
В Пушкинском лицее экономики, политики и права уже третий год проводятся Недели финансовой грамотности. А предмет Экономика изучается с первого класса вот уже 24-й год.
Учитель экономики Лицея , к.п.н., магистр экономики Лукьянченко С.И. планирует разнообразные мероприятия для проведения ежегодных Недель финансовой грамотности в лицее.
Они включают теоретические занятия для 8 - 11 классов Лицея и старшеклассников из близлежащих школ №4 ,№5 и № 7, практические занятия в виде решения финансовых задач и тестов.
Для их проведения приглашаются также учителя экономики, обществознания , географии и из других школ. Это и заслуженный учитель РФ Крючков А.В., учитель высшей категории Водовозова О.П., Братовщинская МБОО, учитель высшей категории Бородулина А.М. МБОО №7, преподаватель экономики, доцент кафедры бизнеса и туризма Московского государственного института бизнеса к.п.н. Шестакова Л.Г.
Большой популярностью и эффективностью этих Недель являются экскурсии в Отделения Сбербанка на территории г. Пушкино.
Управляющая СБ Сергеева Светлана Валентиновна лично встречает старшеклассников.
Круглые столы по разнообразной финансовой проблематике бывают иногда сложными для понимания учащихся. Но они не боятся задавать вопросы на интересующие их вопросы.
А сотрудники банка терпеливо разъясняют им проблемы:
использования электронных карт,
минимизации рисков использования электронных денег,
использование дебетовых и кредитных карт,
открытие депозитных вкладов, др.
При достижении лицеистами 14 лет Сбербанк открывает всем участникам лицевые счета и зачисляет небольшие суммы вклада.
Это вызывает большой эмоциональный эффект. Кроме этого многие лицеисты продолжают процесс накопления денег и учатся рассчитывать простой и сложный процент по их вкладам , а также планировать свои расходы.
Становясь студентами, они понимают и важность наличия своейположительной кредитной истории
Лицеисты начинают работать над своими финансовыми проектами в начале 10-го класса и защищают их перед экспертной комиссией перед выпуском из лицея. Оценка за работу заносится в аттестат.
У каждого ученика, выполняющего исследование или проект, есть супервайзер –человек, который помогает формулировать тему, и ключевой вопрос работы, искать источники информации, контролирует соблюдение сроков, правильность оформления материалов, др.
Вся работа, проводимая Пушкинским лицеем экономики, политики и права по освоению финансовой грамотности лицеистами не только дает необходимый набор знаний, но и расширяет их кругозор , развивает аналитические способности , и формирует критическое мышление перед выбором более узкой профессиональной траектории в бакалавриате.
Из опыта работы учителя экономики высшей категории, к.п.н., магистра экономики Лукьянченко С.И.
Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=58245&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4aFSGveAT