kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кто виноват? Что делать? Конфликты в нашей жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие-дискуссия. Разбор конкретной конфликтной ситуации. Способы позитивного разрешения конфликтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кто виноват? Что делать? Конфликты в нашей жизни»

Занятие - дискуссия


Кто виноват? Что делать?

Конфликты в нашей жизни.





Не жадничай, но будь бережлив.

Не создавай себе проблем.


  1. Приветствие.

  2. Вступление.

Для того чтобы начать нашу работу, мы должны с вами определиться: о чём же мы будем сегодня говорить, и ввести основные понятия нашей беседы. Тема нашего занятия звучит следующим образом «Кто виноват? Что делать? Конфликты в нашей жизни». А говорить мы будем о конфликтах, авторитете, ответственности, поступках, наказании.


Эпиграф.


Мы с вами уже говорили о том, что человек живёт в социуме, обществе. А как на ваш взгляд, возможна ли жизнь в обществе без конфликтов или это утопия, фантастика? (Нет жизнь в обществе не возможна без конфликтов. Конфликты большие или маленькие происходят в нашей жизни всегда).

  1. Определение понятий.

Чтобы лучше понимать друг друга, нужно нам договориться о едином значении, которое мы вкладываем в разбираемые понятия.


Понятия: внутренний конфликт, внешний конфликт, авторитет, ответственность, поступок, наказание (расплата), одобрение (поощрение), принятие решения.


Как часто происходят конфликты в жизни? (Они случаются в транспорте, по дороге в школу, домой; в школе с учителями, между учащимися; в очереди магазина, или около кабинета врача).


Что такое конфликт вообще? Как вы понимаете это слово? (Конфликт это серьёзное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил).


Давайте на примере рассмотрим, какими вообще бывают конфликты:

1.Учитель поставил Артуру оценку «2» за невыученное домашнее задание. Ученик обижен, бурно высказывает своё несогласие. Вскакивает из-за парты и выбегает из класса, громко хлопая дверью.

2. В четверти у Сергея выходит спорная оценка между «3» и «4». Мальчик просит поставить оценку «4», а учитель склоняется к оценке «3» по знаниям, но по человеческим качествам считает возможным поддержать Сергея. Уступая просьбам и обещанию мальчика дальше учиться лучше, учитель ставит ему оценку «4», но испытывает при этом внутренние терзания: «Правильно ли поступил».

Чем отличаются конфликты в первом и во втором случае? Как они реализуются?

В первом случае конфликт внешний, во втором случае конфликт внутренний.

Можете ли вы отличить внутренний конфликт от внешнего? Что это такое? Чем эти два понятия отличаются друг от друга? (Внутренний конфликт это разногласие человека с его внутренним миром, а при внешнем конфликте у индивидуума, человека всегда есть оппонент, не согласный с ним противник). Приведите примеры.


Какой из конфликтов проявляется вовне, виден внешним наблюдателям и сопровождается активным действием? (Внешний).

Как по-другому мы с вами можем назвать действие? (Поступок).

Что такое поступок? (Поступок – это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.) Поступки какой эмоциональной окраски вы знаете? (Хорошие. Плохие). Я думаю, что вы согласитесь с тем, что в конфликте всегда кто - либо из его участников оказывается пострадавшей стороной, страдает чей – то авторитет. Нередко для разрешения конфликта мы привлекаем кого-то более авторитетного, чем мы сами.


А что такое этот авторитет? (Авторитет – это общепризнанное значение, влияние кого – либо, чего – либо. Авторитетный человек, тот кто пользуется общим признанием, к кому относятся с доверим, с уважением …).


Что такое ответственность? (Ответственность – это возлагаемое на кого – либо или взятое кем – либо обязательство отчитываться в каких – либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Серьёзность, важность чего – либо …). Как вы думаете, какая из сторон несет ответственность в конфликте?

Вот мы и определились с терминологией сегодняшнего занятия. Чтобы использовать ее в полной мере, сейчас мы с вами обсудим конкретную ситуацию, произошедшую в школе №1003 города N.


  1. Работа с конфликтной ситуацией.

Часть 1. Мама с Ваней готовится ко дню рождения сына. Вот и стол накрыт. А Ваня с нетерпением ждет подарка. Опять, наверное, какие-нибудь джинсы подарит, или ненужные игрушки, которые придется в скором времени отдать маленькому брату… А как только Ванька не намекал маме про то, что у Славки с первого этажа отец классный сотовый купил, а у Дениса- лучшего Ванькиного приятеля последняя модель ноута… А он, Ваня Кузнецов серьезно решил заняться съёмками фильма и поэтому ему нужна нормальная камера.

Только сейчас скорее вряд ли родители купят что-нибудь серьёзное, ведь они только недавно переехали, сделали ремонт. Еще с долгами не со всеми расплатились. Ну да ладно, зато ребята из класса обещали прийти. Поиграем на компьютере, потом пойдем на коньках кататься… Нормально!

Так собрались друзья, начали играть в новую игру, которую Санёк принес. И вот, дверь открылась и с работы, сегодня пораньше, ввалился в дом запыхавшийся папа. Вид у него был очень довольный.

“Привет, мужики!” - крикнул он с порога… Мама загадочно улыбалась…

И не зря. Отец с загадочным видом достал из-за спины коробку. У Ваньки аж дух захватило. Последняя модель! Ничего себе! Все ребята обступили и смотрели на отцовский подарок. Видеокамера Sony dv (почти профессиональная, как у отца на работе, отец работал на ТВ)

День рождения удался на славу!

Чего ждал Ваня? Становится ли подарок еще дороже, когда ожидание его оправдывается?


Часть 2. На следующий день Ваня взял новенькую камеру в школу. Они с ребятами уже придумали, что будут снимать «школьный боевик» с батальными сценами, драками и прочим атрибутами.

Ванька снимал сначала всё подряд: как в буфете народ друг друга толкает, как Саня опять потерял свою куртку в раздевалке, как на катке все гоняют шайбу, а девочки между ними выделывают элементы фигурного катания. Потом снимал Санек, потом Денис, потом Артем…

Ну не жадничать все же! Раз принес - надо делиться….

На перемене пришел Олег из параллельного класса (живут в одном подъезде), и сказал: «Слушай, Вань, а дай мне на один урок камеру, мы там такие кадры поснимаем, в фильм свой вставишь»… Ваня не хотел расставаться с подарком, но потом решил дать. Он прикинул, что действительно Олег может что-то стоящее снимет.

Начался урок…


Зачем Ваня принёс камеру в школу? Нужно ли было это делать? Что испытал Ваня, когда Олег попросил у него камеру поснимать? (Ответственность. Внутренний конфликт). Дали бы вы камеру своему приятелю?


Часть 3. В этот день Олег камеру не отдал. Когда Ванька пришел к нему в класс, Олега не было, и ребята сказали, что он ушел.

- А где же моя камера? - мальчишки загадочно заулыбались и сказали: «Может он тебе ее домой принесет?!»

Ванька побежал домой, даже не став убираться в классе (он был сегодня дежурным). Прежде, чем пойти домой, он позвонил Олегу. «А Олег ушёл на тренировку, будет позже!»- ответила бабушка.

Весь день, пока не пришел с тренировки приятель, Ваня ничего не мог делать: ни заниматься, ни гулять, ни смотреть телевизор, ни читать книгу. Он места себе не находил, слоняясь из угла в угол по квартире. И вот пришло время, когда Олег должен был прийти домой.

Ваня позвонил ему по телефону: «Слушай, где моя камера?» «Как где», -ответил Олег, - «я просил ребят, чтобы они тебе её передали.» «Ничего они мне не передавали!».

- Да чего ты так волнуешься, завтра придем в школу и разберемся.

- Нет, звони им сейчас.

… В общем, день закончился тем, что Олег до ребят якобы не дозвонился. А Ваня ничего не сказал родителям.


Часть 4. На следующий день случилась трагедия. Ванька зашел в класс Олега и стал спрашивать: «Где моя камера?» Мальчишки решили над ним немного подшутить. «А ты попляши, мы тебе отдадим». Но Ванька был не из тех, кто пляшет по заказу. Он, уже вызывающе, с применением соответствующих выражений, еще раз крикнул: «Слышь, Олег, давай камеру, а то в глаз?»

«Это от тебя то?» – сказал Олег, еще вчера закадычный приятель Ванька… Слово за слово… Ванька увидел на подоконнике свою камеру, оттолкнул Олега и пошел к ней. Но Олега уже задело, что с ним какой-то «шкет» так разговаривает. И он тоже толкнул Ваню. Камера выскользнула из рук и упала, а сверху на нее упал и сам Ваня.

Все захохотали. Только Ване было не смешно, потому что он почувствовал, что хрупкие объективы камеры треснули. Ей наступил конец.

И тут началась драка. Ваня не видел ничего перед глазами. Лишь обида заставляла яростно махать кулаками. Да тут еще и ребята из своего класса подоспели и вступились за своего…

В самый разгар в класс зашел учитель Игорь Иванович. Он с трудом разнял ребят… Но Ваня вырвался и убежал…

Камера осталась сиротливо лежать в углу…Сломанная и никому не нужная…


Работа в группах.

Группа 1. Сторонники Вани.

Группа 2. Сторонники Олега.

Группа 3. Свидетели драки.

Вопросы: 1. На стороне кого из мальчиков вы находитесь?

2.Какие чувства испытывали мальчики?

3.Правильно ли поступили мальчики?

4.Как можно было бы изменить ситуацию?



Часть 5. В кабинете у завуча Анны Васильевны.

- Ну, что ты натворил, Кузнецов? – спрашивала Ваню Анна Васильевна.

- Я не виноват, они камеру мою сломали!- ответил Ваня.

- Какую камеру, что ты несешь? Ты человеку сотрясение мозга устроил! Его в больницу увезли, хорошо еще жив остался!

- Мать твоего приятеля Коловцева (Олега) звонила, за что ты его избил. Сейчас из отдела по делам несовершеннолетних придут. Уже заявление на тебя написано. Так что бери ручку и бумагу, - пиши. Как все дело было….

Олег Коловцев получил серьезную травму головы, в драке он ударился головой о батарею. Его мама написала заявление в полицию и отдел образования. Школа бурлила… Кто-то был на стороне Вани, кто-то защищал Олега. Но решение надо принимать! Кто виноват? Что делать?

Работа в группах.

Группа 1. Родители Вани.

Группа 2. Родители Олега.

Группа 3. Педагогический коллектив.

1.Что скажут родители Вани?

2.Что скажут родители Олега?

3.Что скажет педагогический коллектив?


Найдите пожалуйста в этой истории места, где говорится о внешнем конфликте, а где о внутреннем?


Как, по вашему мнению, нужно ли выходить из конфликта?

Какие варианты выхода из конфликта вы можете предложить? Возможна опора на личный опыт. Приведите примеры.

(Записываем на ватмане).


Другими словами, в психологии есть понятия:

Конкуренция

Уклонение (уход)

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс


Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок…

Конкуренция - соперничество в чем-либо, борьба за достижение лучших результатов…

Уклонение. Уклоняться – это значит стараться избежать чего-либо. Отстраняться, отклоняться, отодвигаться в сторону. Отходить от первоначального, начатого, переходя к другому. Отходить от прямого пути, направления..

Приспособление. Приспособиться - это значит, освоившись с чем-н., приобрести нужные навыки, сноровку, свойства, привычки к обстоятельствам, к новым условиям.

Сотрудничество - это участие в каком-либо общем деле. Совместные действия, деятельность.

Эта история – выдуманная. Но многие, кто её читал, говорили, что она правдоподобная… Могла ли эта история произойти в нашей школе? Что делать, чтобы такого у нас не произошло?




Схема (вывод)

Конфликт

ВНУТРЕННИЙ


ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПОСТУПОК----------ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-------- НАКАЗАНИЕ (РАСПЛАТА)


ВНЕШНИЙ ОДОБРЕНИЕ (ПООЩРЕНИЕ)


Мы не знаем точно, как закончилась история, которую мы обсуждали. Каждый может предложить свой вариант её решения. Говорят, что в споре рождается истина. Как вы думаете, можно ли говорить о положительной роли конфликта? Как вы можете её обозначить?


Давайте вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Какое утверждение кажется вам наиболее отражающим суть занятия? (Не создавай себе проблем). К какому этапу нашего рассказа подходит первое утверждение? Не жадничай, но будь бережлив.


Спасибо за работу!


Автор текста - Глазунова О.В.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кто виноват? Что делать? Конфликты в нашей жизни

Автор: Юсупова Татьяна Михайловна

Дата: 23.02.2025

Номер свидетельства: 665678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Тренинг "Конфликт""
    ["seo_title"] => string(16) "trening_konflikt"
    ["file_id"] => string(6) "589741"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635323171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastrimiravoiedinoslitykhsiemiauchitieliaditia"
    ["file_id"] => string(6) "288588"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454653412"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Тест: "Конфликтен ли ты?" "
    ["seo_title"] => string(23) "tiest-konfliktien-li-ty"
    ["file_id"] => string(6) "210386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431433138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Классный час "Толерантность - любовь, прощение, терпение" "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-tolierantnost-liubov-proshchieniie-tierpieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210182"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431373334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект родительского собрания «Умеем ли мы прощать» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-umieiem-li-my-proshchat"
    ["file_id"] => string(6) "132321"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416326240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства