Просмотр содержимого документа
«Вирус сквернословия»
Час общения с психологом для 7 класса
«Вирус» сквернословия»
Цель: профилактика сквернословия в классе.
Задачи:
Познакомить подростков с понятием «сквернословие», с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи;
Способствовать развитию навыков сопротивления сквернословию;
Совместно с подростками выработать рекомендации по борьбе со сквернословием.
Предполагаемый результат:
Подростки знают, что такое сквернословие, аспекты использования бранной лексики в речи;
Знают способы сопротивления сквернословию;
Совместно разработаны рекомендации по борьбе со сквернословием.
Категория участников: подростки 12-13 лет. Время проведения: 40 минут.
Ход занятия:
Вводная часть: приветствие.
Эпиграф занятия:
Из всех видов разрушительного оружия,
которое способен придумать человек,
самое ужасное и сильное – слово.
Слово разрушает незаметно.
П.Коэльо
Притча.
Однажды царь дал своему главному советнику задание: принести самое прекрасное и самое ужасное из того, что есть в мире, которым он правит. На следующее утро советник принес царю два подноса, покрытых тканью. Открыв первый из них, повелитель увидел…язык и услышал слова своего советника: «Именно язык человеческий творит любовь, мир и прогресс». Открыв второй поднос, царь обнаружил точно такой же язык и услышал: «…и именно язык начинает драки, скандалы и войны, мой повелитель!»
О чем эта притча?
Теоретическая часть: информирование.
Казалось бы, слово потрогать или увидеть нельзя, звук от него трудно найти в пространстве. Недаром есть поговорка об этом, знаете ее? («Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»). Что она означает, как вы думаете?
Многие поэты очень метко и точно отражали значение слов в нашей жизни. Например, Владимир Матусовский написал следующее стихотворение:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
В продолжении темы значимости наших слов предлагаю посмотреть короткий видеоролик.
Давайте определим понятия, о которых сегодня будем говорить (сквернословие, нецензурная брань, бранные слова, ненормативная лексика, матерные выражения).
Если обратиться к статистике, мы узнаем, что сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют.
Как вы считаете, почему люди используют ругательства?
Плохо это или нет?
Как вы считаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат бранные слова?
Что вы сами чувствуете, когда при вас кто-то грубо выражается?
Часто люди, использующие нецензурную брань, оправдывают свои действия и слова.
Предлагаю рассмотреть мифы о сквернословии.
Миф № 1. «Мат – это славянская традиция». Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексей Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
В современном обществе любителям «острого словца» в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена статья 20.01 «Мелкое хулиганство».
Миф № 2. «Если заменять матерные слова другими словами (например, названиями цветов), то можно избавиться от этой привычки».
Этот миф может быть опровергнут тем, что у человека, употребляющего мат, эти слова присутствуют как во внешней, так и во внутренней речи (то есть думает он тоже матом).
Миф № 3. «Сквернословие – это быстрый способ снятия напряжения».
На самом деле способов снять напряжение гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Среди них есть неодобряемые обществом (подскажите, какие?) и другие, полезные. Назовите их (например, спорт, музыка, рисование, коллекционирование, прогулки на природе, общение с животными, различные хобби, массаж, теплая ванна и многие другие).
Практическая часть.
Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы люди не употребляли ругательства?
Начать изменения с себя. Не говорить плохих слов самому, так как
Желание жить в достойной среде несовместимо с недостойным словом.
Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность.
Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи или класса можно.
Мы должны осознавать ценность сегодняшнего дня. Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее слово – мое лучшее слово.
Уметь просить прощения, если что-то сорвалось с языка.
Заключительная часть. Подведение итогов.
В заключении хотелось бы вновь обратиться к взгляду поэта на нашу сегодняшнюю тему. Эдуард Асадов так описал значения слова в жизни человека:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить!
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
Скажите, пожалуйста, понравилась ли вам наша беседа? Узнали ли вы что-нибудь новое и интересное для себя?