Анорексия или булимия, нарушения пищевого поведения;
Виктимное поведение – отсутствие страха за свою жизнь и здоровье, намеренный риск, прогулки по ночам, в опасных местах (руфинг, зацепинг);
Суицидальное поведение (иногда может выражаться как увлечение экстремальными видами спорта).
Заблуждения взрослых относительно данного типа поведения:
1 . Данное поведение является средством привлечения внимания.
2. Это способ манипуляции родителями.
3. Все, кто наносит себе повреждения – психи и их надо лечить.
4. Все, кто наносят себе повреждения, хотят умереть.
Маркеры , на которые взрослые должны обратить внимание: множественные шрамы, свежие порезы, царапины, перебинтованные руки, одежда только с длинными рукавами, частое запирание в ванной комнате, нежелание кого-либо впускать к себе в комнату.
Самоповреждения в структуре процессов психологической саморегуляции может выступать как способ самоконтроля (подчинения себя самому себе) и как способ контроля поведения других людей (привлечение внимания, демонстрация своей уязвимости или силы, управление другими и т.п.).
Выделяются следующие мотивы нанесения себе повреждений:
избавление от чувства опустошенности, депрессии;
снятие напряжения;
желание ослабить эмоциональную боль;
выход агрессии, злобы, раздражения;
желание почувствовать хоть что-то («удостовериться, что живой»);
чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми трудно справиться;
самонаказание;
чтобы отвлечься от болезненной реальности;
предотвращение чего-то еще более худшего (например, суицида)
Причины самоповреждающего поведения:
1 . Психологическая травма, вызванная тяжелыми жизненными событиями. Личность может осознавать/не осознавать у себя ее наличие, но психологическая травма доставляет человеку настолько сильные беспокойства и эмоциональные переживания, что отвлекаться от них приходится любыми способами.
3. Смерть близкого родственника, друга или любимого человека.
4. Различные психические расстройства, при которых человек слышит в своей голове голоса, не может прервать навязчивые мучительные мысли (например, шизофрения).
5. Физическое насилие. Испытав единожды на себе насилие, у личности может сложиться склонность, подсознательное стремление к повторению знакомого сценария (виктимность).
6. Трудные отношения c одноклассниками, коллегами, родственниками или друзьями.
7. Непринятие своей сексуальной ориентации.
8. Сексуальное насилие.
9. Непринятие своего тела.
10. Длительное пребывание в депрессии.
11. Чувство вины или другие сильные негативные чувства. B таком случае самоповреждения становятся наказанием за недостатки, проступки, несоответствие ожиданиям общества.
12. Запугивание. Если у человека возникают социальные проблемы или появляются угрозы в его сторону, он может наносить боль самому себе. Это становится своеобразным стремлением доказать, что это его тело и причинять ему страдания может только он сам
Проблема предупреждения негативных проявлений только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию. Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики , которая ориентируется не на частные негативные проявления, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал ценностного отношения к жизни — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка и помощь в самореализации собственного жизненного предназначения.
Пропаганда здорового образа жизни
Поддержка всевозможных социально-одобряемых увлечений ребенка (спорт, кружки, хобби и т.д)
Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
Помощь в профориентации.
Профилактикариска.
Семейные конфликты . Зачастую крики, ссоры родителей находят отражение в поведении ребенка. Он начинает бояться, винить себя в происходящем: именно поэтому, нанося физические увечья, он наказывает себя.
Неумение выражать негативные эмоции. Многие привыкли, что за каждую провинность ребенка шлепают по попе или бьют по рукам. Таким образом, ребенок вымещает злость на себе, подражая родителям.
Необъективные наказания . В некоторых семьях ребенок получает порцию негодования даже за малейшую детскую шалость. Таким образом, он перестает любить себя, видя, что своим поведением приносит близким лишь огорчение и раздражает их.
Завышенные ожидания по отношению к ребенку . Ребенок просто не справляется с возложенным на него грузом обязанностей и начинает воспринимать себя как человека, который приносит лишь разочарование и боль любимым людям.
Как помочь.
Не нужно ждать, пока ребенок успокоится сам. Помогите ему, попробовав переключить внимание ребенка.
Направьте агрессию ребенка в безопасное русло . Для этих целей прекрасно подходят рисование карикатур, подвижные игры.
Не кричите на ребенка , если он проявляет агрессию по отношению к кому-то. Он может подумать, что вы против него. Лучше постарайтесь объяснить ему ситуацию, найти конструктивное решение.