Рекомендации психолога по работе с «Трудными подростками».
Рекомендации психолога по работе с «Трудными подростками».
Рекомендации психолога
по работе с «Трудными подростками».
Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении:
Процесс перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его воспитывать.
Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.
В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы», назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием четкой целенаправленной программы перевоспитания.
Общаясь с подростком, помните:
- Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации психолога по работе с «Трудными подростками». »
Рекомендации психолога
по работе с «Трудными подростками».
Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении:
Процесс перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его воспитывать.
Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.
В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы», назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием четкой целенаправленной программы перевоспитания.
Общаясь с подростком, помните:
- Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Рекомендации классному руководителю по профилактической работе
с трудными подростками
- Проведение каждодневной аналитической деятельности.
- Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимся.
- Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.
- Определение результативных мер воздействия.
- Анализ запланированных и неплановых мероприятий.
- Систематический учет взаимодействия с семьей.
- Выяснение проблем семейного воспитания.
- Подбор результативных форм работы с семьей.
- Обобщенный анализ работы за четверть.
- Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.
Рекомендации
классным руководителям по составлению плана работы с трудным подростком
1. Определение объективных трудностей воспитания в семье, и школе.
2. Анализ нравственных и психологических особенностей его личности.
3. Выявление положительных интересов и увлечений.
4. Перечень средств формирования положительных качеств.
5. Перечень конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового процесса.
Педагог-психолог!!!
- Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
- Явно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
- Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
- Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и тоже.
- Будьте строгим, но добрым.
- Не превращайте класс в театр одного актера.
- Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.
- Исключайте из практики работы педагогический диктат.
- Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружающей действительности.
- Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.
- Умейте слушать и слышать ученика.
- Поощряйте учащихся, отстаивающих свою точку зрения.
- Не бойтесь признать свои ошибки.
- Не ругайте детей утром – солнце покажется им серым. Не ругайте днем – небо покажется хмурым, не ругайте ночью – луна покажется черной. Вообще не ругайте!
- Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.
- Страдание калечит психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка.
- Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчастных ребят.
- Любите всех детей, а больше всех – самых для вас неприятных.
- Учитель, запрет – чаще всего признак слабости, а не силы.
- Старайтесь чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги остаются иногда на всю жизнь».
- Добрый учитель – это не только то, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего, тот, кто не способен делать детям зло.
- Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор – наш главный помощник в воспитании.
- Знайте: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, не многословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
Педагог-психолог!!!
- Учись быть учителем и начинай с себя.
- Учиться нужно не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее тебя, но и у своих учеников, и даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся.
- Если у тебя на работе что-то не получается, основная причина – в тебе. Ищи ее!
- Новое поколение – это новое время. И не надо тянуть детей в свое. Надо самому учиться жить в том времени, в котором живут они, твои ученики. Надо помочь им найти себя, не потеряться, не отстать.
- Надо за все и всем быть благодарным, в том числе и своим ученикам, за то, что они доверились тебе как учителю, что какую-то часть жизни они были с тобой, в твоей судьбе.
- Учись любить своих учеников – всяких! Они менее обязаны любить тебя, чем ты их.
- Всегда сомневайся, проверяй себя: то ли я говорю, важно ли им это сейчас, правильно ли мыслю, туда ли веду, сумею ли убедить в том, что им это нужно.