kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация представлений обучающихся о конфликтах, структуре, динамике протекания. Создать условия для амбивалентного понимания смысла конфликтов (положительного и отрицательного). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по психологии»

6


Коми Республикаса йöзöс да том йöз политика министерство

велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасö велöдан канму учреждение

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)







Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»

Тема: «Понятие конфликта в современном мире»



Автор:

Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель
















Сыктывкар, 2016 г.



Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»

Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.

Цели урока:

1.воспитания:

- формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;

-совершенствование механизма сотрудничества.

2. развития:

- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,

- научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.

3. обучения:

-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;

-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

Содержание знаний, умений и навыков:

обучающиеся должны знать:

-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;

-динамику развития и протекания конфликта;

обучающиеся должны уметь:

-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;

-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.

Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».

Методы:

-беседа с элементами объяснения;

-опрос;

-постановка проблемных ситуации;

-игровые методы - игра «Постройте пять кораблей».

Формы организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Литература для преподавателей:

1.

Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

2.

Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005.

3.

Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70

4.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.

Литература для обучающихся:

1.

Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с.

2.

Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с.

3.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.





































Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире»


Название этапа

Время

мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы деятельности

Средства

Формы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Организационная часть урока

2 мин

Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу



Журнал теоретического обучения


II.

Вводная часть







2.1

Привлечение внимания к актуальности проблемы

3 мин

Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом

Воспринимают информацию.

Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске

Беседа, анализ ассоциации, опрос

доска, листы бумаги

Фронтальная

2.2

Постановка целей и задач встречи.

5 мин

Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше?

Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»?

Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия.

Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?»

Организует формулирование целей урока




Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение



Отвечают на вопросы




Принимают цель

Опрос, проблемная ситуация

доска

Фронтальная

III.

Основная часть







3.1

Понятие конфликта, основные подходы к изучению


Изучение понятие конфликта









15 мин

Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода:

-конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями;

-конфликт – это выигрыш.


Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми»


Воспринимают информацию.

Отвечают на вопрос, решают проблему


Проблемная ситуация

Апельсин

Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов»


Фронтальная

3.2

Усвоение новых знаний

Динамика протекания конфликта:

3.2.1 Объективная конфликтная ситуация



3.2.2 Осознание конфликтной ситуации





3.2.3 Переход к конфликтному поведению





35 мин

Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей.

Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары - желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать.


Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение.


Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация

на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2)

Воспринимают информацию




Отвечают на вопросы.


Принимают выводы



Работают самостоятельно.


Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание

(Приложение 2)


Проблемная ситуация

Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу»


Фронтальная

Индивидуальная




3.2.4 Разрешение конфликта


Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц.

Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3)


Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3)

Проблемная ситуация

Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии»


Индивидуальная

IV.

Заключительная часть







4.1

Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия


18 мин

Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?»








Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5)


В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы.

Я осознал (а)….

Я понял (а)…

Я решил (а) …

Я задумался (ась)…

Я пришел (а) к выводу, что…

Таким образом, конфликт это….


Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

  1. Понимать свои потребности и другие

  2. Открытая позиция в конфликте

  3. Найти время на решение проблемы

  4. Идти на сотрудничество

Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле




Отвечают на вопросы.

Принимают решение, делают свой выбор


Проблемная ситуация Рефлексия

Интерактивная доска

Фронтальная



Домашнее задание

2 мин.


Записывают задание на дом




Приложение 1

Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов



Позитивные
Влияние на личность

Влияние на группу

  • Познание друг друга участниками конфликта (своих интересов и интересов другого);

  • Ослабление психической напряженности;

  • Стимуляция активности человека;

  • Улучшение качества деятельности;

  • Повышения авторитета в случае правильного поведения;

  • Развитие личности.

  • Устранение противоречий в функционировании группы;

  • Толчок к изменению и развитию;

  • Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)

  • Объединение единомышленников

Негативные
  • Ухудшение настроения;

  • Ощущение насилия;

  • Ухудшение качества индивидуальной деятельности;

  • Социальная пассивность;

  • Угроза здоровью.

  • Нарушение межличностных отношений;

  • Ухудшение социально – психологического климата;

  • Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)

  • Снижение сплоченности группы

  • Угроза жизни и здоровью людей.





















Приложение 2


Рисунок 1

Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)



Ориентация на себя

ориентация на других


Приложение 3

Таблица № 2

Конфликт «В студенческом общежитии»

Параметр конфликта

Сценарий конфликта

Позиции

Студент А – слушать музыку

Студент Б – лечь отдохнуть, поспать

Интересы

Студент А – приятно провести время, послушать музыку

Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть

Избегание (уход)


Уступка


Соперничество


Компромисс


Сотрудничество






















Приложение 4

Игра «Постройте пять кораблей»

Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание


1




2

3

4

5

6

7

8

9

10

А














Б














В














Г














Д














Е














Ж

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по психологии

Автор: Еголаева Наталия Владимировна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Методическая разработка урока по теме: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-zdorov-ie-nie-vsio-no-vsio-biez-zdorov-ia-nichto"
    ["file_id"] => string(6) "108852"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403880016"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методическая разработка урока"Строение и работа сердца 8 класс" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428649290"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "методическая разработка урока "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(41) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "209727"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431273508"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока на тему" Понятие конфликта, его виды""
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_na_tiemu_poniatiie_konflikta_iegho_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "418113"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495566887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1670 руб.
2380 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства