1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | 1.Приветствует учащихся. 2. Изучение какого раздела языкознания мы с вами закончили? 3.Дайте определение этого раздела. 4. Что нового мы с вами узнали? 5. Если говорить только о необщеупотребительных словах, то какие группы вы можете назвать? 6.Предлагаю сегодня на уроке проверить ваши знания о новом материале и вспомнить то, что вы изучали ранее: антонимы, синонимы, многозначные и однозначные слова, омонимы. Контрольной работы мы проводить не будет. Сегодня у нас викторина о лексике. Кому будет необходима помощь толковых словарей, можно их брать. 7. Перед уроком я попросила вас сесть по группам за столы и приготовить бумагу для записей и ручки. 8. Представляю вашему вниманию членов жюри – ваших одноклассников, которые будут проверять ваши ответы и подсчитывать ваши баллы. 9. Итак, 1-ое задание: надо придумать название вашей команды и выбрать капитана своей команды. 10. Укажите однозначное слово (по 1 баллу за правильное объяснение): бакен, земля, коралловый, оставить, хрустальный, кабинет, гнездо, жюри. 11. Укажите словосочетание, которое содержит слово в переносном значении (по 1 баллу за правильное объяснение): острый нож, пламя костра, устные разговоры, правильный ответ, черный кофе, сгорать от любопытства, слушать радио, говорящий попугай. 12. Укажите предложения, в котором есть антонимы (по 1 баллу за правильное объяснение): Чем дальше в лес, тем больше дров. Яблочко от яблоньки недалеко падает. Мороз не велик, да стоять не велит. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Перо пишет, а ум водит. Что с возу упало, то пропало. Горя бояться – счастья не видать. На то и щука в море, чтоб карась не дремал. 13. Задание для капитанов Укажите предложения, в котором есть синонимы (по 1 баллу за правильное объяснение): Готовь сани летом, а телегу зимой. Из огня да в полымя. Гусь свинье не товарищ. Каков разум, таковы и речи. Что посеешь, то и пожнешь. Где мухи, там и мед. То потухнет, то погаснет. У горькой беды нет сладкой еды. 14. Из данных предложений выпишите слова, которые имеют омонимы (по 1 баллу за правильное объяснение): Пароход загудел, выпустил клуб белого дыма и весело побежал вниз по реке. На Кавказе водится тур – горный козел с красивыми рогами. 15. Найдите в тексте устаревшие слова и объясните их значение. (по 1 баллу за правильное объяснение) Челом бьем, Государь! Не вели казнить - вели слово молвить. Басурмане совсем распоясались у южных то рубежей, спасу от них нету. Помилуй, батюшка, вели послать рать великую к Азову граду Он перстом указал на врага русичей. Уста коралловые суженый целовал, а ланиты девицы пылали от стыда 16. Перед вами представлены вещи. Постарайтесь распределить их на голову, туловище, ноги. (3 балла получает команда, которая первая выполнит задание). Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп. | Отвечают на вопросы. - Лексикология. - Лексикология – это раздел языкознания, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав. - Слова делятся на 2 группы: общеупотребительные и необщеупотребительные имена существительные. - Диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы, исконно русские и заимствованные слова. -Команда по 4-5 человек. -Сильные ребята по количеству команд. -НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ названия команд. -Бакен, жюри. -Пустые разговоры, сгорать от любопытства. - Кто хочет много знать, тому надо мало спать. - Горя бояться – счастья не видать. - Из огня да в полымя. - То потухнет, то погаснет. - клуб - тур - Чело, молвить, басурмане, спасу от них нету, рать великая, Азов град, перст, русичи, уста, суженый, ланиты. Голова: ермолка, картуз, кокошник, малахай, шушун, сорока. Туловище: армяк, душегрея, зипун, кафтан, кушак, понЁва, рубаха, сарафан, тулуп. Ноги: ногавки, онучи, портЫ. | Личностные УУД (мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии). Познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии). |