Г. Благовещенска
заместителем директора по УВР «___» ___________2014 г. директора школы
«____»___________2014г. № _______ от ________
г. Благовещенск
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
5.Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Дрофа, 2009) автора-составителя М.М. Разумовской.
Программа рассчитана на 140 часов, из них на развитие речи - 36 часов, 8 часов - резервные.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.
1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена к потребностям практики.
Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, которые сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Всего 136 часов (4 часа в неделю), из них на развитие речи - 36 часов, резервные – 9 часов.
К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.
Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Результат обучения | Виды и формы контроля | Домашняя работа | дата |
О языке (1) |
1 | Изменяется ли язык с течением времени. Этимология как раздел о языке | 1 | Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | Упр 3 | 4.09 |
Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (10+ 4 р.р.) |
2 - 3 | РР Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте. | 2 | Повторение и обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста Рассказ об ученом- лингвисте | Упр 17 | 6.09 6.09 |
4 - 5 | Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи | 2 | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма. Звукопись. | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Опознавать звукопись в поэтических текстах. | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант. Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитереция, ассонанс). | Упр 33, Упр 41 | 8.09 11.09 |
6-7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу. | 2 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. | Выборочный диктант с творческим заданием ( | Упр 45 Упр 51 | 13.09 13.09 |
8- 9 | Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо | 2 | Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | Упр 62 Упр 67, 71 | 15.09 18.09 |
10 | . Способы словообразования | 1 | Разбор слов по составу. | Упр 78 | 20.09 |
11 | Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. | 1 | Задания по фонетике и словообразованию. | Уметь делать фонетический, словообразовательный морфемный разбор. | Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии | | 20.09 |
12 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Повторение изученного материала о тексте, его теме, основной мысли. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | Упр 80 | 22.09 |
13 | Правописание : орфография и пунктуация | 1 | | | Комплексный анализ текста | Упр 84 | 25.09 |
14-15 | РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» Упр 81 | 2 | Подготовка к письменному изложению. Проверка умения полно, подробно излагать текст, уровня орфографической и пунктуационной подготовки. | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 | | 27.09 27.09 |
Правописание: орфография и пунктуация (21+7р.р) |
16 - 17 | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь. | 2 | Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. | Объяснительный диктант Комплексный анализ текста упр 94 | Упр 92 | 29.09 |
18 | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Упр 98 | 2.10 |
19 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок. | 1 | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Распределитель-ый диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа | Упр 104 ( по вариантам) | 4.10 |
20-21 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов | 2 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. Комплексный анализ текста Упр 113 | Упр 114 | 4.10 6.10 |
22-23 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов | 2 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Упр 126 Упр 129 | 9.10 |
24 | Сочинение-описание по картине Н. Романдина «Кержинец» | 1 | | | сочинение | | 11.10 |
25 - 26 | Правописание: орфография и пунктуация. Орфограммы в окончаниях | 2 | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | Упр 131 | 11.10 13.10 |
27 - 28 | Написание не с разными частями речи. | 2 | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. | Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Комплексный анализ текста упр 143 | Упр 140, Упр 144 | 16.10 18.10 |
29 - 30 | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. | 2 | Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. | Лингвистический рассказ по таблице. Распределительный диктант. | Упр 148, 151 | 18.10 20.10 |
31 | Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями | 1 | Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях. Работа с интерактивной таблицей по теме. | Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных | | | 23.10 |
32-33 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 2 | Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. | Заметка в газету | | 25.10 25.10 |
34- 35 | Словарное богатство русского языка. | 2 | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | Упр 166 | 27.10 30.10 |
36-39 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 3 | Работа по интерактивной таблице «Части речи» и схеме-таблице «Члены предложения» Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Объяснительный диктант | | 13.11 17.11 20.11 |
37 - 38 | Сочинение по картине Сладкова «Золотая осень» | 2 | | | | | 15.11 15.11 |
39 | Контрольная работа. Диктант по теме «Грамматика: морфология и синтаксис». | 1 | Проверка навыков правильного написания частей речи и разграничение частей речи и членов предложения. | Уметь правильно писать части речи и разграничивать части речи и члены предложения. | диктант | | 22.11 |
Наречие (30+9р.р.) |
40 | Какие слова являются наречиями. | 1 | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | Упр 199 | 22.11 |
41-42 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 2 | Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом | Упр 204 | 24.11 27.11 |
43- 44 | Разряды наречий по значению. | 2 | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | Упр 209, 211 | 29.11 29.11 |
45-46 - 47 | Степени сравнения наречий. | 3 | Образование степеней сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Упр 220 (3) Упр 221 | 1.12 4.12. 6.12 |
48 49 50 | Словообразование наречий. | 3 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | Упр 228, 229 Упр 235 | 6.12 8.12 11.12 |
51-52 | Сочинение по картине Маковского «свидание» | 2 | | | | | 13.12 13.12 |
53 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся | Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. | Задания, УМК, с.231 | | 15.12 |
54 55 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 2 | Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | . | Упр 251 | 18.12 20.12 |
56 | Правописание наречий на –О, -Е. Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е | Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, | Подбор к наре-чиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический Распределитель-ный диктант: слитно или раздельно? | Упр 256 | 20.12 |
57 58 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 2 | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Образование наречий с Н и НН от прилагатель-ных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | Упр 260 | 22.12 25.12 |
59 | Буквы О, Е на конце наречий после шипящих | 1 | | | | Упр 266 | 29.12 |
60 | Рассуждение-размышление. Изложение | 2 | | | | | 27.12 27.12 |
61 | Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | Упр 276 | 12.01 |
62-63 | Дефис в наречиях. | 2 | Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях | Знать словообразоватные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | | Упр 284 Упр 280 (1) | 15.01 17.01 |
64 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределитель-ный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Упр 289, 290 | 17.01 |
65 | Ь в конце наречий после шипящих. | 1 | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. | Лингвистический рассказ | | 19.01 |
66 | РР Употребление наречий в речи | 1 | . Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. | Работа с текстами художественного стиля. | | 22.01 |
67 - 68 | Р Р Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» | 2 | | | | | 24.01 24.01 |
69 | Произношение наречий. | 1 | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. | Работа с орфоэпическим словарем. | | 26.01 |
70-73 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 2 | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. | Уметь опознавать наречия на основе общего граммати-ческого значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. | Редактирование текста. Творческое списывание. | | 29.01 2.02 |
71 - 72 | Изложение Упр 312 | 2 | | | | | 31.01 31.01 |
74 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. | Диктант. Метод рекомендации: с.151 | | 5.02 |
75 | Работа над ошибками | 1 | | | | | 7.02 |
76 | Описание состояния человека | 2 | | | | | 7.02 9.02 |
Служебные части речи. Предлог (9) |
77 – 78 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 2 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Знать разряды предлогов. Уметь определять производ-ные предлоги, их происхождение, правильно писать и проводить их синонимическую замену.. | Лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | Упр 330, 338 | 12.02 14.02 |
79 – 80 | Правописание предлогов. | 2 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Уметь правильно писать производные предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | Упр 344 | 14.02 16.02 |
81-82 | Произношение предлогов. Употребление предлогов в речи | 2 | Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, | | 19.02 21.02 |
83 84 | Порядок слов в спокойной монологической речи | 2 | | | | Упр 336 | 21.02 26.02 |
85 86 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 2 | | | | | 28.02 28.02 |
Союзы (6+3р.р.) |
87 - 89 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 3 | Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе2 | Упр 382 Упр 394 | 2.03 5.03 7.03 |
90 - 91 | Правописание союзов. | 2 | Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. | Тест 10 мин. Осложненное списывание | Упр 397 | 7.03 9.03 |
92 - 93 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 2 | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | | 12.03 14.03 14.03 |
94-95 | Описание внешности | 2 | | | | | 16.03 19.03 |
96-97 | Сочинение по картине Тропинина «Портрет сына» | | | | | | 21.03 21.03 |
98 | Контрольный диктант по теме «Союз. Предлог. Наречие» | 1 | Проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | Уметь правильно писать наречия, предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | диктант | | 23.03 |
Частицы (9+5р.р.) | |
99-100 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 2 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | | 2.04 4.04 |
101-103 | Правописание частиц. | 3 | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово. | Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | | 4.04 6.04 9.04 |
104-105 | Сочинение по картине Левитана «Березовая роща» | 2 | | | | | 11.04 11.04 |
106 - 107 | Употребление частиц в речи. | 2 | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Наблюдать за использовани- ем частиц в отрывках их худо- жественных произведений | Составление текста с употреблением частиц. | | 13.04 16.04 |
108 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Работа с орфрэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | | 18.04 |
109 | Контрольный диктант по теме «Частица» | 1 | Проверить усвоение написания частиц, местоимений, наречий: правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | Знать правила написания частиц, местоимений, наречий, пунктуацию сложного предложения, предложения с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | диктант | | 18.04 |
Междометия и звукоподражательные слова (4+4р.р.) |
110 - 113 | Междометие. | 4 | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | | 20.04 23.04 25.04 25.04 |
114 - 115 | РР Описание внешности человека (№1,№2) | 2 | Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека. | Аналитичекая работа с текстом: | | 27.04 30.04 |
116 | Звукоподражательные слова. | 1 | Дать понятие о данной категории слов. | Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподража-тельные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподра-жательных слов. | | 2.05 |
117 | РР Описание внешности человека (№3) | 1 | Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для художественного описания внешности. Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения. | Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | | 5.05 |
118 -119 | РР Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение «Что за человек был(а)…» или «Я» (№ 530) | 2 | Задание упр.530. Тексты произведения Л.Н.Толстого «Детство» (учебник-хрестоматия по литературе, 7 класс) | Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения, составлять самостоятельно текст-характеристику с описанием внешности | сочинение «Что за человек был(а)…» или «Я» (№ 530) | | 7.05 7.05 |
120 | Омонимия разных частей речи. | 1 | Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. | Уметь различать омонимичные части речи на основе се- мантико-граммати-ческого анализа. | тест 15 мин. | | 12.05 |
Повторение и обобщение изученного (11+3р.р.) |
121-122 | Фонетика. Орфоэпия. | 2 | Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. | Знать предмет изучения фо- нетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транскрипции, делать фонетический разбор слов | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин (УМК). | | 14.05 14.05 |
123 - 124 | Состав слова и словообразование. | 2 | Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. | Уметь производить словообразователь-ный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразователь-ную цепочку, восстанавливать ее звенья. | Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин | | 16.05 19.05 |
125-126 | Лексика и фразеология. | 2 | Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы | Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм. | Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем | | 21.05 21.05 |
128- 129 | Грамматика, морфология и синтаксис. | 2 | Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). | | 23.05 |
130-131 | Орфография. Пунктуация. | 2 | Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение | Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598) | | 26.05 |
132 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи. | 1 | Итоговая проверка знаний по всем разделам | Уметь выполнять задания по всем изученным разделам | Задания в тестовой форме (УМК) | | 21.05 |
135 -140 | Резервный час | 3 | | | | | 25.05, 27.05 29.05 30.05 |