Организационный момент. Создание коллаборативной среды. (К) Круг радости Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Пожелайте добра и успеха друг другу. Ученики собираются в круг, произносят пожелания друг другу. Проверка домашнего задания. Прочитать 5-6 предложений из литературных произведений с союзами и указать разряд союзов II. Актуализация знаний. (К) На доске записаны слова, учащиеся проводят лексическую работу. К данным словам подбирают антонимы и записывают в столбик. Читают сверху вниз первые буквы второго столбика. Родной –чужой;неряшливый – аккуратный горький –сладкий; светлый –темный ложный -истинный ;разбитый –целый пассивный – активный (К) (Деятельность учащихся) Учащиеся определяют тему урока. Упр. 1. Послушайте. Найдите предложения, содержащие основную информацию. Попробуйте исключить выделенные слова. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Изучение нового материала Презентация «Частица – служебная часть речи». Упр. 2. Прочитайте стихотворение о частице. Упр. 3. Сравните полученную из стихотворения информацию с данным кластером. Сделайте вывод. (К) (Деятельность учащихся). Учащиеся просматривают презентацию, делают заметки в тетрадях, выполняют упражнения. Физкультурная минутка Освоение изученного материала. (К.Г.) Деление на группы по частицам не и ни(в корзинке лежат карточки с не и ни) Задание для первой группы: Упр. 4. Спишите, раскрывая скобки. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл. Объясните употребление не и ни в предложениях. Что они выражают? Задание для второй группы: Упр. 6. Спишите, продолжив данные фразеологизмы. Объясните их значение. Подчеркните слова с не и ни. Составьте предложения с любыми тремя фразеологизмами. Критерии: учится различать частицы по значению; правильно их употреблять в письменной речи; Дескрипторы: І группа*Правильно раскрывают скобки *Находят частицы , объясняют употребление не и ни в предложениях ІІ группа *Объясняют значение фразеологизмов *Подчеркивают частицы не и ни *Составляют предложения с любыми тремя фразеологизмами Индивидуальная работа ФО Упр. 5. Спишите, ставя частицу не сначала только перед первым глаголом, затем только перед вторым и, наконец, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательное, а утвердительное значение? Упр. 7. Составьте различные по цели высказывания предложения, используя данные синтаксические конструкции. Объясните написание частиц. К.Г. (Деятельность учащихся). Ученики выполняют задания, проводят взаимооценивание по стратегии «2звезды и1пожелание» Закрепление изученного материала(П.)Работа в парах Прием «Бортовой журнал» Упр. 11. Ознакомьтесь с кратким лингвистическим исследованием, которое подготовила ученица. Сделайте вывод из ее сообщения. Упр.12.Прочитайте, восстановите текст, вставляя нужные частицы. Сравните полученную из стихотворения информацию с данным кластером. Сделайте вывод. Лингвистическая игра «Назовите одним словом» Лингвистическая игра «Кто быстрее?». Составление синквейна к слову календарь. Заполните таблицу по теме «Древние и современные цивилизации» Упр. 20. Критерий оценивания: научится различать частицы по значению; правильно их употребляет в письменной речи; выделяет из стихотворения информацию по теме урока; сравнивает ее с кластером; делает вывод по содержанию лингвистического текста Упр. 10(И) Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы. Домашнее задание«УС». Составьте устно сообщение о частице как служебной части речи, опираясь на вопросный план. Что такое частица? Какова роль частиц в предложении и в речи? Важны ли частицы в речи? Имеет ли частица грамматические признаки? Выписать из прочитанных литературных произведений 5–7 предложений с частицами. Рефлексия. Прием «Рефлексивная мишень» |