Исследовательская работа "Знание и употребление устаревших слов жителями села Бобровки"
Исследовательская работа "Знание и употребление устаревших слов жителями села Бобровки"
Сейчас, когда идет утрата многих духовных ценностей, очень важно напомнить всем о ценностях непреходящих, в числе которых на одном из первых мест должен быть наш язык. Поэтому очень актуальна исследовательская работа моей ученицы по краеведению " Знание и употребление устаревших слов жителями села Бобровки". Устаревшие слова постепенно исчезают с исчезновением предметов быта. Носителей устаревшей лексики становитсмя все меньше и меньше. Мне захотелось заинтересовать этой темой учеников, так как будущие поколения могут изучать устаревшую лексику, может быть, только по таким источникам. Работа получилась довольно интересная и полезная для учащихся. Ее можно показывать учащимся с 1 по 11 классы.
Были исследованы тематические группы устаревшей лексики:
одежда, обувь,домашняя утварь, блюда крестьянской кухни, а также употребление устаревших слов в детской литературе.
После исследования были предложены методы сохранения устаревшей лексики:открытие лингвистического крукжка, проведение народных праздников с сохранением устаревшей лексики, проведение мероприятий в школьной музейной комнате с использованием предметов старины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Знание и употребление устаревших слов жителями села Бобровки" »
Тема: «Знание и употребление устаревших слов жителями села Бобровка»
П.Вяземский
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Актуальность темы:
Сейчас, когда идет утрата многих духовных ценностей, очень важно напомнить всем о ценностях непреходящих, в числе которых на одном из первых мест должен быть наш язык
Выявить различные пласты устаревшей лексики в селе Бобровка
Выяснить по словарям и этнографическим материалам значения устаревших слов и объединить их в тематические группы
Найти названия простонародной одежды, обуви, домашней утвари в произведениях художественной литературы как средства воссоздания русского народного быта
Гипотеза:
Устаревших слов, обозначающих название одежды, домашней утвари, употребляемых в селе Бобровка, с каждым годом становится все меньше
Историческая справка с.Бобровка
Тематические группы устаревшей лексики, выявленные на территории с. Бобровка
Одевка – то же, что и одежда
Опорки – старые изношенные сапоги со споротыми голенищами
Зипун – крестьянский верхний кафтан из толстого сукна
Становина – нижняя половина женской рубахи
Полушалок – шаль небольших размеров
Передник – одежда, защищающая перед платья от загрязнения
Кацавейка – распашная женская кофта на подкладке
Веретено
Скрыня
Сельница – деревянное корыто для муки.
Коромысло – деревянная дуга с крючками на концах для переноски ведер.
Вороток
Чугун
Гребень – зубчатое приспособление для закрепления шерсти при прядении.
Квашня
Хата – крестьянский дом
Поветь – помещение под навесом жилого дома для хранения хозяйственного инвентаря
Чердак – крытое пространство между потолком и кровлей дома
Горница – комната, чистая половина избы
Кладовка– комната для хранения продуктов
Лавка – доска для сидения или лежания, прикрепленная к стене
Голубец -подполье
Тюря –самая простая еда: хлеб или сухари с водой
Кутья – крутая сладкая каша из пшеницы
Взвар – отвар из сухих ягод, фруктов
Похлебка – жидкий суп
Суп-кондер - жидкая каша с салом или маслом
Хмелины - дрожжи
Первая группа – молодые люди, для которых ценно только все современное (до 20-ти лет) – 30 человек
Вторая группа – семейные люди, серьезно осмыслившие жизнь (20-40 лет) – 35 человек
Третья группа – люди, умудренные опытом (40-60 лет) – 35 человек
Четвертая группа – старожилы села (60 лет и старше) – 20 человек
Употребляемость устаревших слов с учетом разных возрастных групп
До 20-ти лет
27%
20 – 40 лет
38%
40 – 60 лет
73%
Старше 60 лет
98%
Исчезновение различных понятий ( губерния,уезд и др.)
Исчезновение из общественного обихода предметов ( зипун, тулуп, опорки )
Появление нового лексического значения. ( вратарь (устар.) – привратник и вратарь – спортивный термин)
Использование писателями устаревших слов в произведениях
В.М.Шукшин «Калина красная»
Н.Сухов «Казачка»
М.Алексеев «Ивушка неплакучая» и др.
Назначение:
Создают колорит времени, придают описанию прошлого черты исторической достоверности, являются средством воссоздания русского народного быта
Выступают как средство точной передачи речи персонажей далекого прошлого
Являются стилистическим средством
Литература для детей, в которой встречаются устаревшие слова
Сказки
Потешки
Загадки
Песенки
(скалочка, веретенце, кузовок, ларчик, куделька, сундучок и др.)
Знание устаревших слов, обозначающих название одежды, предметов быта на территории нашего села передается из поколения в поколение
В зависимости от возраста(чем моложе поколение) знание и употребляемость данных слов снижается
Современное население с. Бобровка мало интересуется устаревшими словами
Устаревшие слова, выявленные в речи жителей с. Бобровка, часто употребляются писателями для воссоздания исторической достоверности и передачи русского народного быта
Методы сохранения устаревших слов:
Открытие лингвистического кружка на базе школы
Проведение русских народных праздников(Масленица, Рождество, Колядки и др.) с использованием устаревших слов
Проведение мероприятий в музейной комнате с использованием предметов старины