Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ
Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ
lВыбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
lЧитая книги Паустовского, мы совершаем удивительное путешествие в прославленные этим писателем места.
( Мы совершаем путешествие (как? каким образом?), читая книги Паустовского).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов» г.Валуйки
Белгородской области
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастным оборотом)
Автор: Евсюкова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
ЗаданиеА4
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастным оборотом)
Задание: Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота,необходимо знать,что действие, о котором идет речь в обороте,является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом.Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
Читая книги Паустовского, мы совершаем удивительное путешествие в прославленные этим писателем места.
( Мы совершаем путешествие (как? каким образом?), читая книги Паустовского).
Рассмотрим примеры:
Находясь на эскалаторе, мы рассматривали рекламные плакаты.
Находясь на эскалаторе, послышался шум прибывающего поезда.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее.
В 1-м предложении подлежащее «мы» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «рассматривали», и добавочное, заключенное в деепричастии «находясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.
Во 2-м предложении подлежащее «поезд» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «поезд» не может «находиться на эскалаторе». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,
1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.
2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.
3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.
4) уже стемнело.
Проверка
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,
1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.
2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.
3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.
4) уже стемнело.
ответ: 3
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Бросая камни в воду,
1) во все стороны летели брызги.
2) расходятся широкие круги.
3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.
4) у меня было прекрасное настроение.
Проверка
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Бросая камни в воду,
1) во все стороны летели брызги.
2) расходятся широкие круги.
3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.
4) у меня было прекрасное настроение.
ответ: 3
Внимание!
Надо быть внимательными с односоставными предложениями.
В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
1.В форме повелительного наклонения:
Покупая книги, внимательночитайтеаннотации.
2.В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения:
Покупая книги, внимательночитаюаннотации.(Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).
3.В форме инфинитива в значении повелительного наклонения:
Покупая книги,следуетвнимательночитать аннотации.
Рассмотрим примеры:
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Рисуя море,
1) тревога моя постепенно улеглась.
2) мне долго ещё слышался его несмолкаемый шум.
3) работа увлекла художника.
4) тщательно подбираешь краски.
(Правильный ответ 4, подлежащее «ты» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Слушая любимую музыку,
1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.
2) время как будто перестаёт существовать.
3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
4) она никогда не надоедает.
Проверка
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Слушая любимую музыку,
1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.
2) время как будто перестаёт существовать.
3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
4) она никогда не надоедает.
ответ: 1
Работая с химическими реактивами в лаборатории,
1) старайтесь быть предельно осторожными.
2) мне были понятны многие законы химии.
3) отношения иногда не складываются.
4) надписи на колбах сделаны четким почерком.
Проверка
Работая с химическими реактивами в лаборатории,
1) старайтесь быть предельно осторожными.
2) мне были понятны многие законы химии.
3) отношения иногда не складываются.
4) надписи на колбах сделаны четким почерком.
ответ: 1
Внимание!
1.Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя:«Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя:«Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя:«Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).
Проверим себя!
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая законы движения планет,
1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.
2) уже совсем стемнело.
3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.
4) прочитайте исследования Николая Коперника.
Проверка
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая законы движения планет,
1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.
2) уже совсем стемнело.
3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.
4) прочитайте исследования Николая Коперника.
ответ: 4
Проверим себя!
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Очистив дворы и улицы,
1) наше настроение было замечательным.
2) воздух становится чище.
3) не забудьте потом посадить цветы и деревья.
4) необходимы большие мусорные баки.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Очистив дворы и улицы,
1) наше настроение было замечательным.
2) воздух становится чище.
3) не забудьте потом посадить цветы и деревья.
4) необходимы большие мусорные баки.
ответ: 3
Самостоятельная работа
1 задание
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассматривая альбом с репродукциями,
1) я восхищался «Кувшинками»Клода Моне.
2) меня привлекли репродукции импрессионистов.
3) многие картины показались мне знакомыми.
4) никому не хотелось уходить.
2 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
4) в зрительном зале раздавались громкие аплодисменты.
3 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Переходя улицу,
4 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Обороняя осажденный Ленинград,
5 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Решая сложное тестовое задание,
6 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Расставив знаки препинания по-иному,
1) предложение может потерять смысл.
2) может измениться значение предложения.
3) нарушаются правила пунктуации.
4) мы не нарушили правила.
7 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Проходя по залам музея,
8 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Вспоминая события давних лет,
9 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Выиграв чемпионат мира по футболу,
10 заданиеВыберите грамматически правильное продолжение предложения .
Отдыхая летом в Петербурге,
Проверь себя!
Ответы:
1- 1
2- 1
3- 4
4- 4
5- 2
6- 4
7- 2
8- 4
9- 3
10- 1
Литература:
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.С., Фомина, М.И.
Современный русский язык. Изд.3, дополненное и переработанное. М., Высшая школа, 1968. -494с.
2. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 2013.-523с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0390-9
3. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-201 3 : учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 201 2 .-52 8 с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0215-5