Просмотр содержимого документа
«Мой класс в именах и фамилиях»
Выполнили ученики 6 –а класса:
Шнайдер Валерия,Воробьёва Ирина, Канцева Мария
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Каримова Людмила Аркадьевна
Ревда,2015
Ревда,2015
Ревда,2015
Мы решили узнать у учеников класса
Знают ли они:
Как образовались фамилии? Что они обозначают?
Как образовались фамилии?
Что они обозначают?
Знаешь ли ты, что означает твоя фамилия?
Хочешь ли ты узнать о происхождении русских фамилий?
Результаты анкетирования
1
ОТВЕТЫ
Кол-во
ДА
%
НЕТ
34
2
Кол-во
17
165
%
3
83
44
Кол-во
155
22
4
%
91
78
Кол-во
108
45
%
168
55
85
31
15
Большинство обучающихся нашего класса не знают значение и происхождение своих фамилий, но хотели бы об этом узнать .
Изучить происхождение русских имён и фамилий на примерах фамилий учащихся 6-а класса
Задачи:
Изучить научную литературу по данному вопросу;
Проанализировать и систематизировать антропонимические данные учащихся 6-а класса;
Провести анкетирование учащихся на предмет знания происхождения и значения собственных фамилий;
Составить антропонимический словарь
Древнегреческие имена-34,78%
Латинские имена-17,4%
Западные имена-13%
Древнееврейские имена-8,5%
Древнерусские имена-8,5%
Фамилии передаются по наследству от родителей к детям, записаны в:
От латинского (familia) – семья.
Русское значение – « семейное имя », передающееся от старшего поколения к младшему. Появилось в России после указов Петра I . В допетровскую эпоху людей записывали «по именам с отцы и прозвища», т.е. по имени, отчеству и фамилии: «Москвитин Истомка Феофанов сын, прозвище Лабза».
История происхождения фамилий
Первыми получили фамилии представители знати в XIV-XV веках – князья, бояре.
Самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – не имело фамилий до XIX века, а некоторые получили фамилии только в 30-х годах XX века в связи с получением паспортов.
Происхождение русских фамилий
Хозяйственная деятельность и духовная жизнь наших предков, сам человек и окружающая среда, названия профессий, орудий и предметов труда, названия мест на земле – все это отразилось в основах русских фамилий.
Образование русских фамилий
Стандартные –
по образцу
при переписи
в 1897г.
Чей ты?
ов-(ев), ин (ын)
Федоров, Лужин,
Конев, Лисицын
Кто ты?
ец, овец, ич, ко
Антонец, Боровец,
Галич, Ковко
Какой ты?
ской, ский
Трубецкой,
Волконский
Нестандартные
Грек, Бандура, Кучма, Тыркало …
Анализ фамилий ребят нашего класса
Исконно русские - 69,5%
Тюркские – 21,8%
Украинские – 4,2%
Немецкие – 4,2%
Анализ фамилий учеников 6-а класса
Проанализировав фамилии учеников 6-а класса, мы пришли к выводу, что в нашем классе:
больше всего учится учеников с фамилиями, образованными от прозвищ (11); также много фамилий , образованных на основе имени(8); единичные фамилии обозначают род деятельности (2) и географические названия (1).
больше всего учится учеников с фамилиями, образованными от прозвищ (11);
также много фамилий , образованных на основе имени(8);
единичные фамилии обозначают род деятельности (2) и географические названия (1).
Результаты нашей работы
Проект считаем выполненным:
Классифицировали фамилии и имена с точки зрения их происхождения и значения
Изучили литературу о происхождении и значении фамилий
- Составили антропонимический словарь
Результаты нашей работы
Работая над проектом, мы многое узнали:
что такое социологический опрос от чего произошла фамилия моей семьи расширили знания по истории своей страны
что такое социологический опрос
от чего произошла фамилия моей семьи
расширили знания по истории своей страны
Мы научились:
Проводить социологический опрос (так задавать вопросы, чтобы получить нужные ответы) Научились работать со словарями и другой справочной литературой Анализировать полученный результат
Проводить социологический опрос
(так задавать вопросы, чтобы получить нужные ответы)
Научились работать со словарями и другой справочной литературой