Факультатив по русскому языку в 11 классе "Сочинение - рассуждение как жанр и вид творческой работы"
Факультатив по русскому языку в 11 классе "Сочинение - рассуждение как жанр и вид творческой работы"
Данная программа факультативного курса будет полезна не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.Целями данного курса являются: гуманитарное развитие учащихся, развитие творческих способностей личности, овладение учащимися свободной письменной речью, подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультатив по русскому языку в 11 классе "Сочинение - рассуждение как жанр и вид творческой работы" »
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически - словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат дуг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по - настоящему культурному человеку сегодня также необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности- это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 - м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение - рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научит писать сочинение, а особенно сочинение - рассуждение или сочинение - размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки , техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения - рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно - методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно - ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок - лекция с элементами исследовательской деятельности, урок - практикум, урок - комплексного применения знаний.
Основныеорганизационные формы вовлечения учащихся в в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально - деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
Промежуточный (проводится в форме творческих работ);
Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.
Вступление. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений.
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Типы ошибок.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно – популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Прогнозируемый результат:
Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Тематическое планирование факультативного курса
11 класс
№
п/п
Дата
план
Дата
факт
Темы уроков
Тип урока
1
Требования к части С ЕГЭ по русскому языку
Лекция с элементами практической деятельности
2
Орфографическая и пунктуационная грамотность. Типы ошибок (грубые/негрубые)
Лекция с элементами практической деятельности
3
Соблюдение языковых и речевых норм
Лекция с элементами практической деятельности
4
Композиция сочинения - рассуждения
Лекция
5
Как правильно понять исходный текст
«Расшифровка» информации текста
Лекция с элементами практической деятельности
6
Роль вступления и заключения в сочинении - рассуждении
Лекция с элементами практической деятельности
7
Вступление сочинения - рассуждения. Как начать?
Лекция с элементами практической деятельности
8
Тема и проблема текста. Как определить проблему?
Лекция с элементами практической деятельности
9
Формулировка основной проблемы исходного текста
Практикум
10
Формулировка основной проблемы исходного текста. Анализ школьных сочинений
Практикум
11
Как прокомментировать проблему. Виды комментария
Лекция с элементами практической деятельности
12
Комментируем основную проблему текста
Практикум
13
Позиция автора и способы её выражения
Лекция с элементами практической деятельности
14
Формулировка позиции автора исходного текста
Практикум
15
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Лекция с элементами практической деятельности
16
Выражение собственного мнения по выявленной проблеме
Практикум
17
Что такое аргумент? Типы аргументации в изложении собственной позиции
Лекция с элементами практической деятельности
18
Способы ввода аргументов
Лекция с элементами практической деятельности
19
Аргументация собственного мнения по проблеме
Практикум
20
Заключение сочинения - рассуждения
Практикум
21
Экспертная оценка сочинения
Практикум
22
Работа по тематическому блоку «Язык и общество»
Комплексное применение знаний
23
Работа по тематическому блоку «Искусство»
Комплексное применение знаний
24
Работа по тематическому блоку «Патриотизм, гражданственность»
Комплексное применение знаний
25
Работа по тематическому блоку «Война и мир»
Комплексное применение знаний
26
Работа по тематическому блоку «Образование»
Комплексное применение знаний
27
Работа по тематическому блоку «Природа и человек»
Комплексное применение знаний
28
Работа по тематическому блоку «Литература, книги, чтение»
Комплексное применение знаний
29
Работа по тематическому блоку «Общество и политика»
Комплексное применение знаний
30
Как писать сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля
Комплексное применение знаний
31
Как писать сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного и художественного стиля
Комплексное применение знаний
32
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту
Комплексное применение знаний
33
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту
Комплексное применение знаний
34
Анализ сочинений.
Рецензирование и оценивание работ
Список литературы
Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно – тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд». 2012
Русский язык. 10 – 11 классы: элективный курс «Сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»: теория и практика»/ авт. – сост. Л. А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель. 2011
Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2011
Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение. 2012