Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по PISA»
Мунайлинский район
Средняя школа № 6
Фрагмент урока с заданиями
На тему:ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ
Предмет: русский язык
Класс: 4
Выполнила: Конилкосова Гульсим
Актау 2018
ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ
В школе ребята проходили ежегодный врачебный осмотр. Десятилетнему Никите, у которого определили небольшое ухудшение зрения, врач посоветовал ежедневно принимать витамины. Никита решил сначала побольше узнать о витаминах. Он нашёл в Интернете два текста и таблицу, которые приведены ниже.
Текст №1
В XVII—XVIII веках во время длительных морских путешествий довольно часто люди на корабле заболевали цингой и даже гибли от этой болезни. При достаточных запасах продовольствия у людей возникала слабость, расшатывались зубы и кровоточили дёсны. Почему? На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский учёный Николай Лунин не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока, чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке... содержатся ещё другие вещества, незаменимые для питания», — сделал вывод учёный. Ещё через 16 лет нашли причину болезни бери-бери, распространённой среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим бери-бери. Стоило заменить его на рис неочищенный — болезнь проходила. Только в 1911 году польскому учёному Казимиру Функу удалось впервые выделить эти таинственные вещества — витамины. Год спустя он же придумал и название — от латинского vita — жизнь.
(171 слово)
Текст№2
— Витамин А необходим для хорошего зрения. Дефицит витамина А приводит к «куриной слепоте», т. е. неспособности видеть ясно при слабом освещении. Важен для укрепления и роста зубов, ногтей, волос, костей.
— Витамин В1 играет важную роль в энергетическом обмене. Недостаток витамина В1 приводит к заболеванию нервной системы (болезнь бери-бери).
— Витамин В2 является ростовым фактором. Поддерживает нормальное состояние кожи.
— Витамин В6 играет большую роль в обмене веществ. Необходим для нормальной работы нервной системы.
— Витамин С необходим для формирования и сохранения зубов, дёсен, мышц, кровеносных сосудов, а также костей, хрящей и сухожилий. Повышает устойчивость организма к инфекциям (ангине, гриппу и т. д.).
— Витамин D предотвращает рахит, способствует также усво ению магния и выведению из организма токсичного элемента — свинца.
1. Придумай названия к текстам и к таблице. Запиши названия.
Название первого текста.........................................................................
Название второго ...................................................................................
Название таблицы....................................................................................
2. Николай Лунин проводил свои исследования с двумя группами мышей. Выпиши из текста слова, указывающие на различия в питании двух групп мышей.
Первая группа питалась.....................................................................................
Вторая группа питалась........................................................................................
3. В тексте сказано: «Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору». Какой витамин, позволивший курам вылечиться, вероятнее всего, содержался в неочищенном рисе? Запиши его название.
4. Врач установил у Никиты некоторое ухудшение зрения. Какой витамин более других необходим организму мальчика? Обведи ответ с обозначением данного витамина.
1) D 2) С 3) А 4) В2
5. В октябре в школе увеличилось число ребят, пропускающих занятия по причине простудных заболеваний. Школьный врач попросил Никиту нарисовать плакат о пользе одного из витаминов для профилактики простуды.
Запиши название витамина, о котором говорил врач:...............................................................
6.Нарисуй такой плакат. Обязательно укажи на нём, какой витамин нужно принимать, для чего он предназначен и в каких продуктах содержится.
Рисунок можно сделать ручкой или карандашом.
7. Мама попросила Никиту помочь ей в выборе меню для ужина. Маме хочется, чтобы её дети получали с пищей необходимые им витамины. Младшему брату Никиты кажется, что он недостаточно быстро растёт. Он хочет есть те продукты, которые содержат больше всего необходимых для роста витаминов. Никита должен заботиться о своём зрении, а их маленькая сестрёнка склонна к простудам. Из приведённого ниже списка нужно выбрать для ужина салат, горячее блюдо и напиток так, чтобы в них содержались витамины, необходимые для всех детей. Подчеркни по одному из выбранных блюд в каждой группе.
Салаты:
Салат из капусты с морковью
Салат из огурцов и зелени
Салат из морских водорослей
Горячие блюда:
Куриная котлета с фасолью
Жареная рыба с картофелем
Котлеты из печени с рисом и яйцом
Напитки:
Напиток из облепихи
Апельсиновый сок
Сладкий чай
Общий комментарий к заданию
№
Правильный ответ или критерии оценивания
1
В названии текста должно содержаться указание:
1) на процесс открытия (или изучения, или исследования) витаминов и
2) на объект — витамины.
Примеры правильных ответов: «Как открыли витамины», «Витамины и их открытие», «Как учёные открыли витамины», «Человечество узнаёт о витаминах», «Изучение витаминов», «История изучения витаминов» и др.
В названии таблицы должно содержаться указание на взаимосвязь:
1) витаминов и
2) продуктов питания.
Примеры правильных ответов: «Витамины в продуктах питания», «Витамины в продуктах растительного и животного происхождения», «Разные продукты и витамины», «В каких продуктах больше всего витаминов?» и др.
2 балла — приведены названия для текста и таблицы.
1 балл — приведены названия текста и таблицы, но верное название дано только для одного объекта (в названии приведены оба элемента). Для второго объекта название сформулировано в обобщённом виде, например «Витамины», «О витаминах» и т. п.
ИЛИ
Приведено название только для одного из объектов и оно является верным (содержащим оба элемента названия).
ИЛИ
Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обобщённом виде (с указанием только одного из элементов).
0 баллов — другие ответы
2
Правильный ответ
Первая группа питалась «искусственной пищей, составленной из всех известных частей молока» (допускается — «искусственной пищей»).
Вторая группа питалась «натуральным молоком» (допускается — «натуральной пищей»).
2 балла — указаны оба ответа.
1 балл — указан только один любой ответ.
0 баллов — другие ответы
3
1 балл — правильный ответ — В1.
0 баллов — другие ответы
4
1 балл — выбран ответ: 3) А.
0 баллов — другие ответы
5
1 балл — выбран ответ: 2) апельсины и морковь.
0 баллов — другие ответы
6
Правильный ответ
1) Записано название витамина С (на плакате или в работе);
2) нарисовано (или записаны названия) не менее двух фруктов или овощей, содержащих витамин С (шиповник, чёрная смородина, земляника, апельсины, лимоны, капуста);
3) явно или неявно показано, для чего предназначен витамин (символически изображена простуда и зачёркнута, или, напротив, подчёркнуто отсутствие болезни, или написаны слова, соответствующие назначению витамина, например, «защищает от простуды»).
3 балла — верно указаны (изображены) все три элемента ответа (плаката).
2 балла — верно указаны (изображены) только два элемента ответа (плаката).
1 балл — верно указан (изображён) только один элемент ответа (плаката).
0 баллов — другие ответы
7
Правильный ответ
Оптимальный выбор:
салат из капусты с морковью;
котлеты из печени с рисом и яйцами;
апельсиновый сок.
В правильном ответе не должны содержаться:
салат из огурцов и зелени;
куриная котлета с фасолью;
сладкий чай.
3 балла — указаны правильно блюда из трёх групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
2 балла — указаны правильно блюда из двух групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
1 балл — указано правильно блюдо только из одной группы. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.
0 баллов — другие ответы
Комплексное задание «Витамины и здоровье»
1
Формулировать главную мысль двух текстов (сплошного текста и таблицы)
РО 2
2
Находить в тексте информацию, представленную в явном виде
КО 2
3
Находить информацию на основе сопоставления двух текстов
4
Находить информацию, представленную в явном виде
ВО 1
5
Находить в таблице информацию на основе сопоставления двух
текстов (сплошного текста и таблицы)
ВО 1
6
Находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Преобразовывать информацию из одной формы (текст) в другую (рисунок)
РО 3
7
Выбирать оптимальный набор элементов на основе соотнесения ин-
формации из разных текстов исходя из заданного условия
ВО 3
Комплексное задание «Витамины и здоровье».
Чтение научно-популярных текстов.
Работа с информацией.
Решение учебно-практических задач
Для выполнения группы заданий «Витамины и здоровье» учащимся предлагалось для анализа три текста различной формы: об истории открытия витаминов; о том, для поддержания каких функций необходимы те или иные витамины; таблица, в которой собрана информация о содержании витаминов в продуктах растительного и животного происхождения.
Задание 1
В задании проверялось основное общеучебное умение формулировать главную мысль текста. Учащимся предлагалось придумать названия к предложенным текстам: к сплошному тексту об истории открытия витаминов и к таблице о содержании витаминов в различных продуктах. При этом намеренно использовался не один, а два текста с одинаковым объектом (витамины). В этом случае задача предложить два названия приводит к необходимости проанализировать различия в данных текстах и не только указать в названии объект (витамины), но и включить уточняющие элементы (открытие или исследование в первом случае и взаимосвязь с продуктами питания во втором).
Задание 2
Задание проверяло общеучебное умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде. От учащихся требовалось найти, каким образом кормили две группы мышей в опыте учёного Н. Лунина, и записать продолжение двух предложений.
Задание 3
Задание также проверяло общеучебное умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде, но, в отличие от предыдущего задания, эта информация была представлена в двух текстах. Для получения верного ответа необходимо было сопоставить сведения из первого текста о том, что «птицы страдали заболеванием, напоминавшим бери-бери», с информацией из второго текста о том, что к этой болезни приводит недостаток витамина В1. Название этого витамина и нужно было записать.
Задание 4
Задание с выбором ответа проверяло общеучебное умение находить информацию в тексте (ответы на прямые вопросы к тексту). В данном случае во втором тексте «Зачем нужны витамины» необходимо было определить, какой из витаминов ответствен за сохранение хорошего зрения.
Задание 5
Задание проверяло общеучебное умение сопоставлять информацию из различных текстов
(сплошного текста и таблицы). Здесь требовалось определить, какой витамин ответствен за сохранение хорошего зрения, и найти в таблице те овощи и фрукты, в которых он содержится.
Задание 6
Задание направлено на проверку довольно сложного комплекса общеучебных умений:
— находить информацию в различных текстах;
— обобщать и интерпретировать информацию;
— представлять информацию в другой форме (преобразовывать её).
В данном случае учащиеся должны были из второго текста определить роль витамина С в профилактике простудных заболеваний. Поскольку в тексте употребляются слова «повышает устойчивость организма к инфекциям», то необходимо было привлечь свои знания об отношении простудных заболеваний к инфекционным. Из таблицы нужно было выяснить, в каких продуктах содержится витамин С. Затем всю эту информацию надо было обобщить и преобразовать, представив в виде плаката.
Задание 7.
Последнее задание группы «Витамины и здоровье» было направлено на оценку общеучебного умения осуществлять выбор оптимального набора элементов на основе соотнесения информации из разных текстов исходя из заданного условия. Данное задание является прообразом заданий на решение проблем, с которыми учащиеся будут сталкиваться в дальнейшем при обучении в основной школе. Главная задача здесь — выбор наиболее эффективного пути при наличии нескольких приемлемых вариантов, отвечающих условиям задачи. В задании учащимся предлагалось составить меню ужина с учётом трёх условий. В качестве условий выступает набор разных витаминов, которые необходимы трём детям в семье. Задание составлено таким образом, что в каждой группе блюд одно блюдо полностью не отвечает заявленным условиям, другое — отвечает частично, а третье — максимально полно. Таким образом, существует оптимальный набор блюд и блюда, которые не должны присутствовать в ответе. В остальных случаях возможны варианты выбора меню ужина.
Сценарий проведения работы
Организационная часть
Перед началом выполнения работы учитель объясняет детям цель работы, раздаёт варианты
работы.
Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к детям.
Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, цель которой — узнать, умеете ли вы использовать знания, полученные вами при изучении разных предметов в школе, для решения проблем, скоторыми вы можете встретиться в повседневной жизни.