Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность как метод эффективного обучения младших школьников русскому языку»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Государственная языковая политика РК о функционировании и развитии языков в стране, озвученная Президентом Н. Назарбаевым, нацелена на дальнейшее развитие коммуникативной, глубоко мыслящей, успешной личности. Новое поколение казахстанцев должно быть трехъязычным, свободно владеть государственным, русским и английским языками. Знание языков не должно сводиться к простому освоению слов и выражений, а должно стать показателем конкурентоспособной личности и поликультурности нации.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Изучение любого неродного языка начинается с фундамента, закладываемого в раннем детстве. В связи с этим важный вопрос моего профессионального исследования – как сделать процесс изучения русского языка в младшем школьном возрасте интересным и эффективным? Чтобы этот процесс не сопровождался мучениями и слезами, а напротив, у детей появилось бы желание освоить английский язык.
Один из ответов на этот вопрос – игровая деятельность, наиболее знакомая и доступная для понимания форма обучения. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной, игра все еще сохраняет свою ведущую роль.
Правильное использование учителем игровых моментов на уроках способствует активизации познавательной творческой деятельности учащихся, развивает их мышлении, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении.
Что же такое игра в учебном процессе? В данном случае это ситуативное упражнение с возможностью воспроизведения ,повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.
Ценность игры при изучении языка заключается в том :
- заставляет мыслить;
- способствует тренировке и повторению
языковых единиц:
- создает психологическую готовность к реальному
речевому общению,
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет обучающую, развивающую, релаксационную, развлекательную функции.
Игры помогают учителю оживить урок ,делают материал более понятным и доступным, показывают необходимость материала в реальной жизни. Однако у игры должны быть определенные правила:
- тщательное планирование формы и содержания игры;
- принятия игры всем классом (групповой)
- дружеская, комфортная атмосфера;
- охват всех учащихся;
- снятия напряжения урока и стимулирования
- учащихся на достижение целей
Нельзя забывать о том ,что игры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.Они должны быть связаны с базой знаний детей и использовать их в меру . Лучше всего использовать игровые формы в середине или в конце урока. Важно, чтобы они приносили пользу и положительные эмоции, служили действенным стимулом в ситуациях, когда интерес или мотивация детей изучению языка начинает ослабевать.
В противном случае .игра будет им неинтересна и не достигнет своей цели.
В рамках обновленного содержания образования в начальной школе предлагается перечень следующих тем игра:
Волшебный ящик – Это игра для самых маленьких учащихся начальной школы. В коробку кладут предметы, названия которых ученик знает на русском языке. Ученик опускает руку в коробку, ощупывает предмет и называет его. Чтобы убедиться в правоте, он вынимает его из коробки и демонстрирует классу. Применить данную игру можно, к примеру, при изучении темы – «Моя Школа». В качестве предметов удобно использовать школьные принадлежности.
Поймай звук. Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат определенный звук. Эта игра подходит для начальной ступени обучения, когда изучаются звуки.
Змейка. На плакате изображена змейка со словами. В словах пропущены буквы. Учащиеся должны вставить пропущенные буквы в словах. Эта игра подходит для учащихся с уже имеющимся лексическим запасом.
Дополни предложение. Командная игра. На доске написано начало предложений. Каждая команда составляет концовку предложения. Выигрывает та команда, которая составила большое верных предложений. Игра универсальна, подходит практически к любой теме урока.
Радуга. Командная игра. Учащиеся должны назвать предметы одного цвета. Выигрывает та команда, которая сумела назвать наибольшее количество предметов одного цвета.
Бельевая веревка. Игра с предварительным заданием. Для подготовки к проведению игры, нужно попросить детей принести вырезки из журналов с фотографиями предметов одежды, названия которых уже пройдены. На доске изображается бельевая веревка. Игроки по очереди выходят и прикрепляют свои картинки к «веревке», называя при этом предмет. Когда все вырезки будут на доске, учащиеся должны запомнить все и закрыть глаза. С «веревки» исчезает один предмет. Учащиеся открывают глаза и отгадывают исчезнувший предмет. Игрок, первым угадавший, какой предмет отсутствует, становится победителем первого раунда и ведущим второго.
Глухой телефон. Командная игра. Учитель и помощник шепчут первому игроку каждой команды слово. Следующий игрок шепчет соседу и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок «передаст» слово последнему игроку. Игра универсальна, подходит практически к любой теме урока.
Снежный ком. Учитель произносит слово. Ученик повторяет это слово и называет свое. Следующий ученик повторяет слово учителя, слово предыдущего ученика и добавляет свое и т.д. Образуется цепочка слов, именуемая «снежным комом».
Эти игры были отобраны в ходе моего профессионального исследования. Они оказались наиболее функциональными.
Практика подтвердила, что игровая деятельность является эффективным методом обучения младших школьников русскому языку и уникальным средством, которое создает на уроке доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха. Обучающие игры способствуют глубокому усвоению программного материала, развивают мышление, интерес к учебе, помогают найти новые подходы к решению конкретных задач и ускоряют процесс становления творческой языковой личности.
Методическая тема:
«Игровая деятельность как метод эффективного обучения младших школьников русскому языку»