Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка.
Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка.
Практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивных технологий не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной технологии лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка.»
Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка.
Торопыгина Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности технологии интерактивного обучения, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.
Как показывает практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивных технологий не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной технологии лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
Ни для кого не секрет, что интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. Как справедливо заметил В.А. Караковский:
«Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму
Естественно, акцентирую Ваше внимание на последней строчке.
Что такое «методика интерактивного обучения»? От английского – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие и взаимодействие в составе меняющихся групп.
Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.
Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.
Для чего используется интерактивная методика? Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:
учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт;
учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.
Для развития творческих способностей сегодня очень важно от репродуктивного метода обучения перейти к продуктивному, когда ученик не только показывает понимание изучаемого явления, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Интерактивная технология включает в себя:
На таких уроках используются все формы учебной деятельности учащихся
В процессе организации творческой деятельности у учащихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
Сходства/различия
Ранжирование
Поиск соответствий
Рейтинг
Классификация
Обобщение
Верно/неверно
Правильно или требует изменений
Преимущества и недостатки
Выявление последствий
Как вы думаете?
Исследование и отчет
Ролевая игра
Мозговой штурм
Дебаты
Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.
Интерактивные технологии на уроках русского языка используются с целью удовлетворения потребности подростков в общении с одноклассниками и привития элементарных навыков современной работы.
Для сотрудничества и взаимопомощи пара - идеальная форма. В паре ученики могут проверить друг друга, изложить новый материал, закрепить его, а также повторить уже пройденное. В парной работе могут решаться все дидактические задачи: изучение нового материала, его закрепление, повторение, применение полученных знаний на практике.
Используются такие приемы как:
"Интервью-знакомство"
"Словарный диктант для соседа″
"Графический диктант для соседа"
"Карточка-зачет для соседа"
«Грамматическое задание для соседа"
Следующий прием «Поиск соответствий». Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
«Поиск соответствий»
Задание: Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.
Животное
Детеныш
1. Собака
2. Овца
3. Лошадь
4. Корова
А) Ягненок
Б) Теленок
В) Щенок
Г) Жеребенок
Прием «Верно/Неверно».
Это хороший способ закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. Например, материал при изучении творчества Пушкина.
№
Утверждения
Верно/Неверно
1.
2.
3.
А.С. Пушкин – великий русский писатель.
Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина
Родионовна
Сказка – это вымышленный рассказ
“Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.
Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер
Уроки с использованием элементов технологии интерактивного обучения имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у них возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.