Исследовательский метод, используемый на уроках литературы в старших классах
Исследовательский метод, используемый на уроках литературы в старших классах
В статье «Предметная выразительность пейзажных зарисовок в стихах А.Блока и С.Есенина» показано, как через анализ поэтического текста, его выразительность с помощью исследовательского метода можно достичь понимания широкого тематического диапазона и глубины познания поэтики художников слова – А.Блока и С.Есенина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод, используемый на уроках литературы в старших классах »
Евстратова Н.А.,
учитель русского языка и литературы,
КГУСО школа-лицей №7,
г.Семей, ВКО
Исследовательский метод, используемый на уроках литературы в старших классах
Предметная выразительность пейзажных зарисовок в стихах
А.Блока и С.Есенина
А.Блок
«Выхожу я в путь,открытый взором», «Россия», «На поле Куликовом» и др.
Городские пейзажи, описание дачного пригорода ( «Незнакомка») как воплощение страшного мира сытых.
Мотив пути как основа образа России.
Драматизм блоковских пейзажей.
Неразрывность судьбы лирического героя с судьбой Родины ( «О Русь моя! Жена моя!...», «Русь моя, жизнь моя…»); образ поэта-путника.
2. Связь времени
А.Блок
Осмысление исторического пути России, воссоздание картин таинственной и мрачной старины («Русь»), обращение к героическим страницам прошлого («На поле Куликовом»). «Страшный мир» сытых обывателей, «коршун» самодержавия как носителя зла, виновники душевной драмы лирического героя и трагической судьбы Родины-матери («Сытые», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Коршун»).
Вера в будущее России как высокоразвитой индустриальной державы («Новая Америка»)
Восприятие революции как очистительной бури, несущей разрушение и обновление (поэма «Двенадцать»). Понимание сложности процесса революционного переустройства мира.
Призыв к миру и братству народов как необходимому условию сохранения жизни и цивилизации («Скифы»). Советская Россия как носительница гуманистических идеалов эпохи.
С.Есенин
«Белая береза», «Нивы сжаты…»
«Отговорила роща золотая…» и др.
Лирический образ деревни как олицетворение России («Я покинул родимый дом…»)
Мотив пути как тема разлуки с милым сердцу краем, тема ухода и возвращения.
Одухотворенность, яркость, лиризм картин в лирике Есенина.
Слияние лирического «Я» поэта с миром русской деревни, образ клена как двойника поэта.
С.Есенин
Фольклорные мотивы в изображении прошлого, трагическое звучание темы («Песнь о великом походе»)
Отсутствие социальных контрастов в изображении настоящего, источник трагедии-война, разрушающая гармонию жизни («Русь»).
Ненависть к «железному Миргороду», вера в то, что залог будущего-гармония между человеком и природой.
Вера в созидательную силу революции, взгляд на революцию как на путь, ведущий в благословенную страну мужицкого счастья («Инония»).Разочарование в послереволюционной действительности, трагическое ощущение гибели деревенской России («Сорокоуст»)
Преодоление личной трагедии принятие революционных перемен, благословение будущему («Письмо к женщине, «Русь советская», «Русь уходящая»).
Лирический герой поэзии А.Блока и С.Есенина- человек, беззаветно любящий Родину, неразрывно связанный с ней.
А.Блок и С.Есенин в духовной жизни нашего поколения занимают огромное место.