kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану. По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Развивать и совершенствовать устную  и письменную речь учащихся.
  2. Развивать умения и навыки анализа текста.
  3. Через вариативность приёмов анализа текста помочь ученикам овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанье, говорение, чтение, письмо).
  4. Формировать позитивную жизненную позицию (доброту, неравнодушие, не причинения зла).
  5. Работать над речевым оформлением текста.
  6. Формировать орфографические навыки учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану. По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад» »

Тема: «Урок развития речи. Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».


Цели урока:

  1. Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

  2. Развивать умения и навыки анализа текста.

  3. Через вариативность приёмов анализа текста помочь ученикам овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанье, говорение, чтение, письмо).

  4. Формировать позитивную жизненную позицию (доброту, неравнодушие, не причинения зла).

  5. Работать над речевым оформлением текста.

  6. Формировать орфографические навыки учащихся.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

  1. Вступительное слово о писателе.

В своём рассказе К. Паустовский рассказал нам историю из жизни замечательного писателя А.П. Гайдара.

Имя писателя Гайдара знают в нашей стране и взрослые, и дети. Они считают его своим другом. Удивительна судьба этого человека: много в ней необычного, запоминающегося, достойного нашего уважения.

В Гражданскую войну Гайдару было 13 лет. Аркадий ушёл на фронт. А в 16 лет он командовал полком и отважно борется за народное дело. Много чудесного было и потом в жизни ставшего писателем А.П. Гайдара. Он поддерживал новой детское движение и даже написал о неё книгу «Тимур и его команда», а когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт добровольцем и геройски погиб в начале войны, зимой 1941 года, предупредив своих товарищей о близком враге, и о смертельной опасности.

Больше жизни А. Гайдар любил свою страну, а потому в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

  1. Знакомство с текстом.

Вы внимательно послушайте текст и подумайте:

- зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

- чему он хотел нас научить на примере жизни Гайдара?


Чтение текста учителем.

  1. Вопросы по содержанию.

- Вас взволновал рассказ?

- Был ли момент в рассказе, где вы особенно сильно переживали?

- За кого или за что вы переживали?

- Что было важно в этот момент для Гайдара?

- Какие качества проявил Гайдар в эту минуту (решительность, смелость, организованность, собранность, неравнодушие, бережное отношение ко всему живому).

- Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

- Чему он хотел нас научить?

6. Комплексный анализ текста.

- Какой это тип текста? (повествование).

- Почему? (можно спросить «что случилось»).

- Определить тему текста. (Тема – это то, о чём говориться в тексте. «Случай из жизни Гайдара»).

- Основная мысль текста. (Бережное отношение ко всему живому).

- Какие части мы определили в тексте? (Вступление, основную и заключение).

- На сколько абзацев разбит тест?

7. Составление плана и анализ текста.

- Поработаем над содержанием 1 абзаца.

- Прочитаем 1 абзац.

- С какого слова начинается текст? (весной).

- Ребята, автор не случайно начинает текст со слов «весной». Он хотел рассказать о том, что была весна – прекрасная пора, когда вокруг всё оживает, зацветает и благоухает, радуя глаз яркими красками, цветами. Весной человек особенно расположен к мечтам, мир вокруг кажется безоблачными и прекрасным.

- Гайдар отдыхал в Ялте. Как вы помните это слово «отдыхал» (отдыхал – значит проводил время спокойно и без мятежно, строил планы на будущее, обдумывал новые произведения).

- Для отдыха Гайдар выбрал Ялту. Это особенный, прекрасный город – курорт. Расположен он на побережье Чёрного моря и поход на сад.

- И вот однажды …

- Каково назначение этого наречия. Почему точно и конкретно не назван день, время?

(Не важно, в какой день это было и в какое время дня. Важно, что Гайдар поступал так всегда).

- Писатель шёл по пустынной улице …

- Объясни смысл этого эпитета.

(Никого нет, тишина, кажется ничто не нарушает тишину).

- Найдите в тексте это слово, как орфограмма выделена: Вдруг.

- Подберите синонимы к этому слову (внезапно, неожиданно, стремительно, нежданно-негаданно).

- Послышались тревожные голоса (беспокойные напуганные).

- Обращаю ваше внимание на этот эпитет. Голоса были полны тревоги.

- Расслышал ли слова людей Гайдар?

- Понял ли по их крикам, что произошло?

(Нет. Но ни минуты не колебался писатель. Он почувствовал, что нужен кому-то и ринулся на помощь.)

- Какие качества характера проявил Гайдар в эту минуту?

(Решительность, организованность, собранность, смелость, неравнодушие.)

- Как вы понимаете выражение, вырвало кран.

(Сорвало, сломало, выбило, оторвало.)

- Почему из ряда синонимов использовали это слово.

- Кто виноват в этом?

(Виноват человек, когда он не чувствует ответственности за то, что делает. Всегда так бывает «Сделано наспех – сделано на смех» гласит русская пословица. И вот плачевный результат, грозящий бедой.)

- Прочитайте слово водопроводный по слогам.

(Это сложное слово состоит из 2-х корней.)

- От каких слов оно образованно.

- Прочитай последнее предложение в первом абзаце и назовите, какие глаголы подобрал автор, чтобы передать силу воды, опасность, которую она несёт.

(Била, вымывала, могла уничтожить.)

- Чем они являются в предложении?

(Однородными членами предложения.)

- Как на письме мы отделяем однородные члены предложения?

- Прочитайте ещё раз это предложение с выражением, делая логические ударения на эти глаголы, выбери нужный тон, темп.

- А почему сад мог погибнуть от воды?

(Вымывало землю.)

- Подберите синоним к слову вымывало.

- Изменился бы смысл предложения, если бы автор написал бежала вода, текла, а не сильная струя (объяснить смысл).

(Большой силы напор воды.)

- Прочитайте ещё раз этот абзац и выбери ключевые слова, которые отражают тему текста.

- Определите основную мысль этой части и озаглавьте.


  1. Происшествие в городском саду.


- Пересказать абзац.


  1. Чтение второго абзаца.

- Как Гайдару удалось остановить воду?

- Прочитайте первое предложение.

- Выбери из предложения глаголы, передающие действия Гайдара?

(Подбежал, зажал.)

- Писатель сразу принял решение: нужно остановить беду как можно быстрее.

- На что похожа струя большой силы?

(На неудержимый горный поток.)

- Выбери из этой части, какие слова передают состояние наивысшего напряжения сил Гайдара?

- Выборочное чтение.

- Прочитайте в нужной последовательности.

(Сдерживал из последних сил, было больно, почернел, стиснул зубы.)

- Прочитайте и найдите эпитет мощное давление.

- Объясни смысл (очень сильное давление, напор).

- Почему из ряда синонимов именно это слово использовано в тексте.

(Трудно, очень трудно было А.П. Гайдару удерживать поток воды. Трудно и больно.)

- Отпустил ли писатель?

- Пожалел ли себя?

- Почему?

(Это был необыкновенный человек, мужественный и гуманный.)

- О ком и о чём он думал в этот момент?

(О людях, об их спокойствии и благополучии.)

- Когда человека думает не о себе, а о других ребятах, это качество его широкой натуры, души называется?

(Самопожертвование, самоотверженность.)

- Именно такими людьми славится наша Россия.

- Прочитайте последнее предложение с выражением, делая логическое ударение на слова, характеризующих наивысшее напряжение сил Гайдара.

- Объясните постановку запятых.

- Обратите внимание на запятую перед союзом пока. Это сложное предложение.

- определите основную мысль этой части и озаглавь.


  1. Поступок.


  1. Чтение третьего абзаца.

- Прочитайте 3 абзац.

- Вспомните мой рассказ о писателе, удивительная, чудесная жизнь замечательного человека.

- Прекрасное настроение было у Гайдара, совершившего настоящий поступок.

(Настроение – подобрать синоним.)

- То, что происходит сейчас с Гайдаром, называется прекрасным словом гармония.

- Хорошо, спокойно вокруг. Хорошо, спокойно на душе у писателя. Может это и есть счастье, ребята?

- Как назван сад, спасённый Гайдаром?

(Чудный сад.)

- В толковом словаре находим объяснение слов:

чудесный - являющийся чудом, волшебный;

чудный – дивный, вызывающий удивление, прекрасный, исполненный красоты, прелести.

- Назовите родственные слова (чудесный).

- Почему автор использовал этот эпитет?

- Как точнее? Как правильно?

- Найдите ключевые слова.

- Озаглавим третью часть.


  1. Чудный сад спасён.


  1. Вернемся к заголовку.

- Так может быть текст нужно было, назвать «чудный сад», а не «спасённый сад».

- Нет! Сад был спасён, именно спасён, чудо сохранено для людей!

- О ком обычно говорят «Спасённый»?

(о человеке, о ребёнке, о животных…)

- Значит писатель Паустовский очеловечил сад (приём олицетворения), что бы мы читатели, восхищались поступком Гайдара и всё вокруг воспринимали как живое и бережное, трепетно относились к нему, внимательно и ответственно.

11. Орфографическая работа.

а) безударные гласные в корне, можно проверить: ок.. залось, подб.. жал, ост..новился, д..вление, поч..рнел, с цв..тами.

б) слова которые проверить: сирень, уничтожить.

в) не с глаголами – пишется раздельно. Найти слово на это правило.

г) кто главный герой этого рассказа? Как можно по разному назвать в тексте? (он, Гайдар, писатель, Аркадий Петрович)

12. Пересказ текста учениками.

13. Самостоятельная работа.

14. Итог урока.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толканова Ирина Спартаковна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства