Словарная работа — это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. В данной методической разработке предложены педагогические приёмы, облегчающие запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей и развития мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы при изучении словарных слов.»
Приёмы работы при изучении словарных слов.
Учитель начальных классов: Валеева Ж.К.
Разделы:Начальная школа
Классы: 2, 3, 4
Словарная работа — это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Словарная работа помогает:
Расширить словарный запас. Ученики усваивают ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
Углубить понимание значения слов. Происходит наполнение уже известных слов конкретным содержанием, подбор синонимов, антонимов, анализ многозначности.
Освоить правильное произношение. В частности, учащиеся учатся соблюдать нормативное ударение в словах.
Словарная работа — это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Цель: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей и развития мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Актуальность
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.
1. Обращение к этимологии слова
Важным является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
2. Слова-подсказки
Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; у Маши машина; Костя в костюме;; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед.
4. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.
«Словарное лото»
Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.
«Мудрый словарик»
Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.
Как об стенку ______________.
Береги нос в большой __________.
Живут как кошка с ____________.
Куй ____________, пока горячо.
__________ до Киева доведёт.
Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
«Буквы – магниты»
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
-оро-
мороз
корова
сорока
дорога
ворона
воробей
хорошо
- Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.
- оло- (солома, около, молоко, молоток)
Шифровка – алфавит
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
5.Приём “Словоград”
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
М - медведь О - однажды Р - растение О - около З - земляника
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
Летом медведь ест корни растений, землянику.
Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.
- Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить мини-текст или отдельные предложения.
Г - горох О - огурец Р - ребята О - огород Д – девочка
6. Работа в группах
Каждая группа получает лист, памятку, словарь.
1 группа «Морфология».
2 группа «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
3 группа «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
4 группа. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
Проверка работы групп.
В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ
Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.
УЗНАВАНИЕ СЛОВА
Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания. Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.
РАБОТА НАД СЛОВОМ
1) Измените слово по вопросам падежей.
2) Подберите однокоренные слова.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.
2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.
Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.
Однажды, в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. (однажды, мороз)
3) Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.
Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.
Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).