Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика
Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика
Обобщение опыта проектной деятельности. Доклад о том, что необходимо учитывать психо-физические особенности развития ребенка и с учетом этого строить свою совместную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика»
Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика
В школьном проекте очень высока роль учителя.
В своей работе над проектом я старалась организовать и внимательно проконтролировать каждый этап работы, следить за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта.
Кроме того, я считаю, что учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач.
Внедрение в школу проектного метода предполагает, что педагог выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа знаний.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого, я считаю, он как руководитель проекта:
1) должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями;
2) его авторитет должен зависеть не только от знаний собственного предмета, но и от способностей быть инициатором интересных начинаний;
3) обладать широкой эрудицией и высоким педагогическим мастерством.
Зачастую передо мной встают педагогические проблемы, связанные с развитием общеучебных умений и навыков у школьников, которые могут быть решены в рамках проектной деятельности.
Основные умения
1. Рефлексивные умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;
- умение формулировать цель и ставить задачи;
- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение формулировать проблемы и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- навыки коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерства общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта.
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов);
- умения по практическому применению знаний в различных и нетипичных ситуациях;
- умение по освоению и использованию, адекватных технологий при изготовлении продуктов проектирования.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Все вышесказанное позволяет сформулировать примерные требования к учителю, решившему заниматься проектной и исследовательской деятельностью:
- отказ от авторитарного стиля обучения.
- Владение необходимым арсеналом исследовательских, поисковых методических приемов.
- Умение организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом.
- Владение приемами интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
- Умение устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом делового эмоционального настроя, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.
Следует напомнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего нужны.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, я смогла создать условия для того, чтобы учащиеся овладели новыми знаниями и умениями.
Как реализуется учебный проект?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые «проживает» педагог по ходу реализации учебного проекта:
- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение поставленной цели;
- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких предметных областях;
- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе и другим специалистам;
- руководитель и координатор, умеющий четко наладить взаимодействие членов группы и определить задачу каждому;
Наиболее сложным для меня как учителя-предметника является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
Какие задачи, возникающие перед проектной группой, должен решать учитель, а какие разрешимы через их сотрудничество?
Я думаю, степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта, сложности изучаемой темы, характера отношений между школьниками в группе и др.
Советский ученый А.В. Леонтович считает что, в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель - ученик».
Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы.
При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знаний, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, часто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Все это предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Я, являясь учителем-предметником, определила структуру педагогического управления ученическим объединением в ходе проектной работы, включающей следующие действия:
Анализ интересов, способностей и потенциальных возможностей членов группы;
Определение целей, задач действий и средств развития индивидуальных и групповых способностей;
Усвоение содержания проектных заданий, задач учебной, общественной и профессионально-ориентационной работы;
Подготовку членов группы к выполнению проекта, плана общественной работы и профориентации;
Использование наиболее эффективных принципов и методов управления проектной группой;
Организацию взаимодействия внутри группы;
Включение учителей и родителей в работу группы;
Рефлексивный анализ деятельности группы и полученных результатов;
Подведение итогов выполнения поставленных задач.
Ряд составляющих этого типа мыследеятельности: проектное мышление, проектное мыследействование, проектную коммуникацию, проектную рефлексию и проектное понимание.
Образовательное проектирование школьников в таком случае имеет сверхзадачей создание условий для овладения проектной мыследеятельностью, а следовательно, и всеми перечисленными выше ее составляющими. Реализация содержания образования, построенного на такой основе, возможна при условии, когда сам педагог обладает проектной культурой, может проектировать свою профессиональную деятельность и организует проектное движение детей.
Я считаю, что учитель не должен выступать в роли постоянного опекуна, а по отношению к ученику выполнять функции консультанта и научного руководителя, так как это происходит в большой науке.
Юный исследователь должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы лежит на нем. Ученик должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности своих исследований.
Дело учителя - напомнить об этом, показать направление, в котором следует искать, отредактировать текст, если это необходимо.
Реализующий в образовательном процессе развивающий и социализирующий потенциал предметного содержания, становится для учеников настоящим партнером в познании мира средствами школьного предмета.
Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик действительно начинает учить-ся, т.е. учить самого себя.
На уроках русского языка и литературы я прежде всего развиваю познавательные возможности ученика, которые он сможет реализовать в любой момент своей жизни.
Я считаю, что учитель должен помочь ученику в его процессе самопознания и саморазвития, помочь ему найти и присвоить для этого адекватные приемы и способы.
А вот как видит педагог А.В. Хуторской образ учителя-инноватора личностно-ориентированной школы:
выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной
образовательной области;
3) уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа;
5) обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении;
6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям;
7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).
Интересен и образ ученика школы личностной ориентации - инновационной по отношению к массовой школе. По мнению А.В. Хуторского такой ученик характеризуется следующими параметрами:
1) знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учебных предметов;
2) имеет опыт реализации своих наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.
3) осознает и умеет пояснить цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует;
4) умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свое результат; сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;
5) имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук и искусств;
6) имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глубиной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого;
7) способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор;
8) является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и полученные результаты;
9) умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье;
10) имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу.
Бесспорно, с этим трудно не согласиться!
Ведь целью общего среднего образования является «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники укрепление исторической преемственности поколений)».