Системный подход при подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку
Системный подход при подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку
Системный подход при подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку.
Рекомендации по подготовке учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку с учетом требований и специфики заданий ЕГЭ (из опыта работы). Главный принцип - системность.
Успех не приходит сам - к успеху надо стремиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системный подход при подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Дубна» г. Дубны Московской области»
Системный подход при подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
Шмидт Е.И.
Чтобы добиться высокого качества образования в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и высокому баллу на государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, непосредственная подготовка должна начаться еще в 10 классе. Это позволяет специфика предмета: 10-11 класс в курсе «Русский язык» - это повторение уже изученного ранее материала.
10 класс
Повторяются такие разделы языкознания, как орфоэпия, морфемика, морфология, словообразование, фразеология, лексика, орфография.
Работа состоит из 3 составляющих:
повторение материала в соответствии со школьной программой; освоение и закрепление правила в полном объеме (как оно дано в учебнике): выполнение классических упражнений и самостоятельных, домашних работ;
освоение правила в соответствии с тем, как оно представлено в вариантах ЕГЭ (специфика формулировки заданий);
практическая часть: выполнение тестовых заданий по данному разделу/правилу.
При выполнении тестовых задний важны 3 составляющие: понимание, правильность, скорость, т.е. учащийся должен предельно четко представлять, что от него хотят (понять вопрос), правильно ответить на вопрос, найти верный ответ за максимально короткое время.
Скорость – является немаловажным фактором. Чтобы выяснить, все ли учащиеся укладываются в отведенный лимит времени, можно использовать мультимедийное оборудование: составить презентацию и установить таймер. При этом необходимо учитывать характер задания, не все вопросы ЕГЭ можно отрабатывать таким способом.
Все контрольные, мониторинговые и диагностические работы в 10 классе проводятся в виде тестов. В течение года все классы повышают качество образования (от 3% до 20%).
В итоге на конец 10 класса учащиеся повторяют не только около 50% (точнее 47%) материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, но и полностью осваивают такой вид контроля знаний, как тест.
11 класс.
В первую очередь анализируются результаты прошедшего ЕГЭ. Результаты (собственные выводы, рекомендации Федерального института педагогических измерений) позволяют учесть недочеты, внести поправки, скорректировать план работы по подготовке к ЕГЭ на новый учебный год. Также планированию помогает вводный мониторинг, проводимый на 1-2 неделе сентября (проверка остаточных знаний).
В 11 классе в первой четверти повторяется материал 10 класса, оставшееся время уделяется пунктуации и развитию речи.
Также в начале учебного года учащиеся (которые к 11 классу уже определились с вузом и знают, сколько им необходимо набрать баллов для поступления) пишут «заявку» на необходимое им для поступления количество баллов. Заявленные высокие баллы – хороший стимул для работы.
Для достижения цели организованно приобретаются пособия: сборники с типовыми вариантами ЕГЭ (Русский язык. Типовые тестовые варианты. 30 вариантов. Под. ред. Цыбулько И.П.). В течение всего учебного года учащиеся 11-х классов каждую неделю выполняют по 1 тесту, что позволяет «набивать руку» и не забывать пройденный ранее материал. К сборникам выдаются листы самоконтроля, позволяющие как ученику, так и учителю проследить динамику подготовки к экзамену.
Для отслеживания «проблемных» тем в качестве помощника при проверке на кафедре гуманитарных наук лицея используется инновационный продукт, созданный кафедрой математики и адаптированный кафедрой гуманитарных наук. Данная программа наглядно высвечивает все разделы языкознания, которые вызывают затруднения как у всего класса, так и у отдельных учащихся, что позволяет корректировать план подготовки к ЕГЭ в соответствии с нуждами каждого отдельного класса и каждого отдельного ученика.
В 11 классе затруднения вызывают разные темы у разных учащихся и тут необходимы индивидуальные или групповые консультации.
Последнее, но немаловажное – это работа с бланками ЕГЭ. Работа с ними начинается в начале 11 класса, со второго полугодия она приобретает постоянный характер. Вписать крестик в отведенную зону, правильно, в соответствии с образцом, вписать буквы и цифры – для многих оказывается довольно трудной задачей. Трудности с заполнением бланков связаны еще и с тем, что на разных предметах ответы вписываются по-разному. В 11 классах на бланках пишутся не только тесты, но и сочинения. Количество слов в сочинении – важный параметр, при постоянном использовании бланков учащиеся видят (уже не пересчитывая постоянно), какой примерно объем слов составляет их часть С.
Чтобы учащиеся более ответственно подходили к заполнению бланков, при проверке и выставлении оценки за выполненную работу снимается балл за нарушение правил заполнения бланков ЕГЭ. Если ошибки носят систематический характер и «минус балл» не помогает, то дается домашнее задание, связанное с заполнением бланка.
Особенно важно при проверке работ учащихся не только концентрировать внимание на ошибках, но и каждый раз переводить результат в баллы ЕГЭ. Для этого в классе на стенде должны быть вывешены таблицы пересчета первичных баллов в стобальную шкалу. Это позволяет стимулировать рабочий процесс.