Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические материалы»
Формирование активной гражданской позиции через использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Войковская СОШ Полякова В.А.
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей .
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы как классного руководителя ,так и учителя русского языка и литературы.
Перед современной школой стоит трудная задача — воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где он живёт, к истории родного края, к его культуре, литературе. И поэтому одним из наиболее важных приёмов формирования активной гражданской позиции является использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Использование краеведческого материала повышает активность, самостоятельность учащихся, делает уроки более живыми, интересными, творческими. Какие же формы и приемы работы с краеведческим материалом я использую ?
Готовясь к любому уроку, я стремлюсь отобрать такие задания, которые
не только бы «работали» на изучаемое правило, но и затрагивали душу
ученика, заинтересовывали его,
активизировали деятельность учащихся. Что же ярко и точно запоминается
нашим детям?
То, что их окружает, что они привыкли видеть каждый день, но раскрытое
по-новому, с новой для учащихся точки зрения. Такую возможность полезно
использовать, соединив воедино знание орфографических правил
и представления учеников о родном крае.
Поэтому словосочетания, предложения, тексты, с которыми мы работаем на
уроке, часто тематически ориентированы на природу, духовную культуру,
историю Крыма. Например, при изучении имен собственных в 6 классе
обращаюсь к топонимике Крыма: ведь города, сёла, посёлки, улицы- все
имеет свое неповторимое имя.
Так, в 6-м классе, приступая к изучению темы «Имена существительные собственные и нарицательные», учащимся предлагается следующий текст.
Название города — это первый ему памятник. Поэтому любое путешествие по городу начинается с желания узнать, что означает его имя.
Часто оно загадочно. Что означают названия городов Симферополь и Севастополь?
Оказывается, Симферополь получил древнегреческое название, где
Симферо — «собирать вместе, соединять», поль — «город». Название
города Севастополь состоит из двух греческих слов Себастос —
«высокочтимый, священный» и полис — «город» .
Таким образом, имена городов всегда имели смысл. В них — истоки нашего
языка.
Использование этого текста позволяет реализовать не только одну из целей урока — показать учащимся, что имена собственные и нарицательные относятся к разным категориям слов, но и предоставляет возможность рассказать, что собственные имена, к которым относятся и географические названия, задают учёным много загадок.
На уроках развития речи по теме «Описание местности» предлагаю учащимся не только описать увиденное, но и проанализировать происхождение определенного географического названия, его историю. Также топонимический материал использую на уроках развития речи в процессе обучения подробному, сжатому, выборочному изложению или изложению с элементами сочинения.
В разделе «Лексика» содержатся темы «Слово и его лексическое значение», «Общеупотребительные слова», «Исконно русские и заимствованные слова», для иллюстрации использую материал по топонимике Крыма, включающий в себя названия топонимов – имен собственных, их историю, происхождение, правильное написание. Далее следуют «Устаревшие слова», «Архаизмы», на этих уроках учащимся предлагаю устаревшие, давно не употребляемые названия крымских топонимов и по ним узнать эволюцию названий современных городов и сёл. Например,Пантикапей- Боспорос- Корчев- Черкио-Герчь-Керчь; Къыдырлез -Катерлез- Войково и т.д.
Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст. Работа над связным текстом историко-краеведческого характера позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты. Всем известен такой вид работы , как комплексный анализ текста. Книга «Легенды о Крыме»- сокровищница текстов для такого вида работы на уроках русского языка. Вот ,например, текст для комплексного анализа в 9 классе (см. Приложение)
Формированию активной гражданской позиции через использование краеведческого материала на уроках русского языка способствуют и такие виды работы , как устные и письменные сочинения о своей семье, селе, городе (например, «О чём поведала старая фотография», «Прошлое и настоящее моего села», «Традиции моей семьи», «История моей семьи в судьбе Отечества»), сочинение-описание памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эти задания ребята выполняют охотно, используя воспоминания своих родителей, дедушек и бабушек, старожилов села. Учащийся 10 класса Сметанко Артём принимал участие в VII Республиканском семинаре молодых авторов Крыма, где читал своё сочинение «История моей семьи в судьбе Отечества».
Уроки литературыявляются благодатной почвой для формирования духовных, нравственных и гражданских качеств личности. И этому способствует использование краеведческого материала. Какие формы и приемы работы с краеведческим материалом я использую на уроках литературы?
Огромную роль в патриотическом воспитании, вформировании активной гражданской позиции играют произведения о Великой Отечественной войне. При изучении данной темы сильное впечатление на учеников производят интегрированные уроки музыки и литературы. Дети слушают песни военных лет, читают стихи о войне. Они ощущают свою сопричастность с героическими событиями прошлых лет, выражают в своих сочинениях отношение к ним. Встреча с ветеранами, экскурсии к памятникам боевой славы производят на учащихся неизгладимое впечатление.
В моей практике стало традицией уроки литературы по теме « Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» проводить в форме урока-концерта возле памятника погибшим односельчанам. Имена прадедов многих учащихся нашей школы высечены на этом памятнике. Ребята знают их только по фотографиям и рассказам. Как стараются ребята читать стихотворения в знак благодарности своим прадедам и памяти о них.
Знакомясь с творчеством писателей и поэтов, обязательно обращаю внимание ребят на факты биографии ,связанные с Крымом. Сообщения о пребывании писателей и поэтов в Крыму готовят сами учащиеся. Мною были проведены уроки внеклассного чтения «Крым литературный», «Русские писатели и поэты в Крыму», «Крым в произведениях русских поэтов и писателей» и др. Учащимися выполнены проекты «А.С.Пушкин в Керчи», « А.П.Чехов и Крым».Мною, как классным руководителем и учителем русского языка и литературы, были организованы экскурсии для учащихся в Феодосию, Ялту, Бахчисарай. В Феодосии побывали в музее Александра Грина ,а в Ялте посетили Дом-музей «Белая дача» А.П.Чехова.
В Бахчисарае посетили Ханский дворец и увидели Фонтан слёз. Знакомясь с «Южными поэмами» А.С.Пушкина в этом году(9 класс), ребята сразу определили, что сюжет поэмы «Бахчисарайский фонтан» был навеян посещением Пушкиным Бахчисарайского дворца. Здесь он услышал эту удивительную легенду о грузинке Зареме и полячке Марии,о тех событиях , которые произошли в гареме хана Гирея.
Урок является действенным способом патриотического и гражданского воспитания учащихся. Наибольшая нагрузка по формированию гражданской позиции приходится на уроки русского языка и литературы. А использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы-один из приёмов формирования активной гражданской позиции учащихся.
Приложение
1.Это было так давно, что уже никто не помнит этих незапамятных времен. 2 .В Тавриде тогда жили гордые и миролюбивые горцы. 3 .Они ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. 4. Горцы возделывали землю и растили своих детей. 5.Они так долго жили на этой земле, что научились выращивать на горных террасах вкусный виноград и прекраснейшие розы. 6.Люди старались, как могли. 7.Они расчищали дремучие леса, убирали камни с горных склонов, находили новые источники.8. Горы долго не хотели подчиняться гордым горцам, но трудолюбивые и терпеливые люди принесли с берегов моря в корзинах плодородную землю и разбили свои чудесные сады. 9.Покорились такому трудолюбию неприступные горы, расступились перед человеком лесные дебри.10. Вскоре склоны гор покрылись зелеными виноградными лозами , высокими фруктовыми деревьями, кустами малины , кизила.11. Горцы к тому же были отличными охотниками, а в горных лесах водилось много разной дичи. 12. Но горцы не убивали животных ради забавы, они брали ровно столько, чтобы хватило на пропитание. 13. Легче и богаче становилась жизнь, и люди понимали, что только собственным трудом они могут улучшить ее. (Легенды Крыма)
1 .Определить тему, стиль текста________________________________________
3. Из предложений 1-10 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.____________________________________________________________________
7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые )при однородных членах предложения.
Вскоре склоны гор покрылись зелеными виноградными лозами,(1)высокими фруктовыми деревьями, (2)кустами малины ,(3)кизила.________________________
8. Среди предложений 1-5 найдите и запишите цифрой(-ами) простые предложения _______________________________________________________________
9. Среди предложений 8-10 найдите и запишите цифрой(-ами) сложносочиненные предложения._______________________________________________________________
10 . В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Это было так давно,(1) что уже никто не помнит этих незапамятных времен.
В Тавриде тогда жили гордые и миролюбивые горцы. Они ни на кого не нападали,(2) и на них никто не нападал.Горцы возделывали землю и растили своих детей. Они так долго жили на этой земле, (3)что научились выращивать на горных террасах вкусный виноград и прекраснейшие розы._____________________________
11.Среди предложений 11-13 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения._______________________________________________________________
12.Выполните разбор по членам предложения следующего предложения:
Легче и богаче становилась жизнь, и люди понимали, что только собственным трудом они могут улучшить ее