Конспект занятия по русскому языку 2 кл.
Пищальникова Наталья Олеговна, учитель начальных классов МОУ Савинская СОШ Пермского края
Тема: Написание гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща.
Лексическая тема: «Пермский район»
Цель: совершенствование умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща в словах, в предложениях.
-закреплять навык языкового анализа и синтеза,
Коррекционно-развивающие:
-развитие связной речи, обогащение словаря
-развивать общую моторику, согласованность движений и речи;
- развивать мелкую моторику рук, используя аппликацию «Цветок из крупы»
-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
-развивать фонематические процессы;
Коррекционно-воспитательные:
-создавать ситуацию успеха;
-создавать положительный эмоциональный фон;
-стимулировать речевую активность;
- воспитывать познавательный интерес к району, в котором живем.
Формы работы учащихся:
- самостоятельная;
- групповая;
- фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование, раздаточный материал.
- Карточки-задания «Исправь ошибку»
- Конверты с заданиями «Составь предложение»
- Проектор, экран, компьютер, колонки.
- «Пермяшки»
- Конверт с надписями: На занятии я узнал …На занятии я научился …Было интересно…Было трудно …Я хочу ещё узнать …
Ход занятия
Приветствие. Положительный настрой на работу
Актуализация знаний.
Сотни лет солнца свет
Согревает надеждой и теплом.
Наш родной Пермский район,
Многолетней истории том.
Деревень вечерних огни,
В Каме отраженье луны.
Недра Прикамской земли
Нам тайны откроют свои.
Мой Пермский район!
У нас с тобой все впереди.
Судьбой дано
Нам вместе к победам идти.
- Сегодня мы совершим прогулку по вашей малой Родине – Пермскому району. И чтобы наша прогулка была интересной, мы будем выполнять разные задания. А на какую тему вы догадаетесь сами. За правильно выполненное задание, каждый из вас получит «Пермяшку». По окончанию прогулки мы подведем итог. Кто наберёт больше всего «пермяшек» - получит приз. Желаю удачи.
Формулирование темы и целей урока. (Слайд 2)
Исправь ошибки.
ЕЖЫ, ЕРШЫ, ЧЯЙКА, ЧЮЛОК, ВОЛЧЯТА, ПИЩЯ. КРИЧЮ.
- Проверьте правильность написания.
- Вспомним правило. (Слайд 3)
-Какая цель нашего сегодняшнего занятия? (Слайд 4)
(ответы детей)
- Вот какую цель я поставила.
Цель: совершенствование умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
VI. Дыхательная гимнастика. (слайд 5)
-Итак, мы отправляемся в путь. Путешествовать можно разными способами.
пешком, на машине, на самолёте, вплавь по реке. Начнем нашу прогулку пешком. Первая остановка – Гляденовская гора. Она находится недалеко от д. Петровка.
В горку забираться трудно, поэтому выполним дыхательную гимнастику.
Вдох - носом, выдох - произносим по очереди звуки и, а, у (плавно, до полного выдоха)
Вдох - носом, выдох - произносим по очереди звуки и, а, у (прерывисто)
Вдох - носом, выдох - произносим по сочетания жи, ши (прерывисто)
Вдох - носом, выдох - произносим по сочетания ча, ща (плавно)
Вдох - носом, выдох - произносим по сочетания чу, шу (прерывисто).
- А вы знаете, что..(С виду эта небольшая горка, поросшая лесом. Ученые обнаружили крупный археологический памятник и святой источник. За обилие костей этот археологический памятник назвали Гляденовским костищем.
По легенде на горе росла огромная ель – священное дерево, которому поклонялись уральские манси.В XVI веке сюда пришел активист РПЦ Трифон Вятский. Он выкопал в склоне горы пещеру и поселился там. Трифон спилил и сжег священную ель. По преданию дерево было настолько мощным, что на его пне могли развернуться сани. В память о «подвиге» Трифона Вятского православные назвали бьющий на склоне горы родник святым источником Трифона Вятского. Над источником построили деревянную часовню с купелью, рядом поставили православный крест.)
V. Закрепление изученного. (Слайд 6)
- А мы с вами отправляемся дальше. Сейчас мы по р.Кама доберёмся до с Усть-качка. И остановимся у камня - основателю этого села.
- Здесь для вас такое задание (загадки). (Слайд 7)
Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
Идут, бегут.
С места не сойдут. (Часы)
Белая звёздочка с неба упала, (слайд 8)
Мне на ладошку легла –
И пропала. (Снежинка)
4. Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут …(Мыши)
5.Закипит – исходит паром, (слайд 9)
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
6. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын …(Жираф)
(слайд 10)
- А вы знаете, что основано село Усть-Качка в 1669 году Федоткой Ефремовым. Первоначально в селении было 4 двора и 11 мужчин. В 1869 году здесь была часовня, в конце XIX – начале XX века здесь появились церковь, земская школа, медпункт, народная библиотека. В 1935 года здесь обнаружили источники сероводородной воды. Искали нефть, а нашли целебную воду. Так появился популярный курорт.
VII. Составление предложений. Работа в парах.
- А теперь мы на самолёте полетим в д. Кондратово, где находится Музей истории Пермского района.
1 задание. Составь из слов предложение. Задания в конвертах.
Проверка. (Слайд 11)
В Пермском районе 236 населенных пункта.
В районе живут 92тысячи человек.
Дата основания Пермского района26 марта 1939 года.
Для жителей Пермского района работают 47 библиотек.
В лесах нашего района встречаются самые красивые ёлки.
- Поднимите руки, кто нашел в предложении изучаемую орфограмму.
(Слайд 12)
-А вы знаете, что музей создан к 50-летию Пермского района - 1989 г. Зал археологии рассказывает о заселении людьми края, их верованиях. Зал этнографии - район до сих пор сельскохозяйственный - предметы культуры и быта крестьян прошлых веков. Зал, посвященный пермскому уезду и созданию района, выдающиеся люди - архитектор И.И.Свиязев, искусствовед Н.Н.Серебренников и др. (История организации и промышленности района. Зал, посвященный участию наших земляков в Великой отечественной войне.)
- Наша прогулка подходит к концу. Если вы хотите больше узнать о нашем Пермском районе, обязательно посетите музей.
-Я хочу показать вам фильм про Пермский район. (Слайд13)
2 задание «Цветок из крупы».
-В этом году нашему району 75 лет. А на день рождения принято дарить подарки. Я вам предлагаю тоже сделать подарок.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
- Я тоже хочу вас поздравить с Днем рождения района. И хочу подарить…..
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сосчитайте количество, набранных вами, «Пермяшек» (Вручение медали).
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Положите 1 свою «Пермяшку» в конверт с надписями:
Было интересно…
Было трудно …
Я хочу ещё узнать …