Главная причина трудностей у школьников при выполнении заданий по орфоэпии заключается в сложившейся школьной практике – уделять больше внимания письменным, а не устным нормам. Даже при изучении звуковой стороны речи учителя часто дают письменные, графические задания. Многочисленные фонетические разборы в школьных тетрадях, задания на графическую расстановку ударения в словах часто оказываются недостаточно эффективными в формировании у детей навыков грамотной устной речи.
Не раз в своей практике я сталкивалась с такой ситуацией, когда студент ученик, неудовлетворительно выполнив устное задание на акцентологическую норму (правильно произнести предложенный список слов), просил позволить ему выполнить это задание письменно (графически обозначить ударение в тетради), объясняя, что ему так проще. Однако если попросить этого ученика снова прочитать слова из тетради, в которых он только что расставили ударения, во многих случаях опять возникают ошибки, запинки, неуверенность. Часто можно услышать: «СосредоточЕние… ударение на О», «КамбалА… ударение на первый слог».
Почему возникают такие грубые и глупые ошибки? Как исправить эту ситуацию? Как сделать так, чтобы знания о том, куда падает ударение в том или ином слове, перешли в навыки грамотного произношения?
Ответ прост и очевиден: устная форма работы должна быть на уроках по орфоэпии доминирующей. Ребята должны слышать, произносить слова, вслушиваться в них. Форма проверки орфоэпической нормы также должна быть устной.
Решению указанной выше проблемы и посвящен данный интерактивный тренажёр по орфоэпии. Его цель – дать возможность ученикам самостоятельно эффективно осваивать нормы правильного произношения.
Представленная компьютерная программа позволяет ребёнку изучить лекционный материал по теме, прослушать акцентологический минимум и выполнить 2 задания, чтобы научиться определять на слух верное или неверное звучание слова.
Также можно заметить, что разработанная нами программа оценивает ученика, выставляя ему в нижней части окна квадратики различного цвета( красный – плохо, серый – удовлетворительно, синий – хорошо, зелёный – отлично)