Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2015-2016 учебный год
Ответы и критерии к заданиям для 9 класса.
1. Максимум - 5 баллов.
Каждый ошибочный вариант - минус 1 балл (снижение возможно до нуля).
ободрить красивейший
жалюзи согнутый
процент понявший
балуясь сливовый
дозвонится включишь
2. Максимум - 12 баллов, каждая ошибка - минус 1 балл.
эпоха Просвещения Владимир Красное Солнышко
лесная нимфа Великая Отечественная война
Зевс шоссе Первопроходцев
День Победы Организация Объединённых Наций
Гоголевские чтения Совет Федерации
Оленькины стихи чеховские пьесы
3. Максимум - 4 балла.
Буква Е была придумана Н.М.Карамзиным (2 балла) и впервые применена им в 1797 году (2 балла).
4. Максимум - 12 баллов:
назван этимологический корень (2 балла); указано первоначальное значение слова бодрый (2 балла); выписаны все чередования (2 балла за каждый вариант).
Будить, бодрый, бдение, пробуждать, бдительный, бужу, наблюдать, будоражить, будни. Чередование гласных с нулем звука, т. е. 0 / О (бдение - бодрый,) - это беглость гласного на месте бывшего редуцированного (корень бъд-). Ср.: зло - зол и др.
Чередование О//У (бодрый - будить). Ср.: муха - мошка; крушить - крошить и др. Чередуются также согласные корня: Д//Ж//ЖД (будить - бужу - пробуждение). Ср.: сад - сажать - насаждение и др.
Более редкое чередование согласных в корне Б//БЛ (будить - наблюдать), обычно оно бывает представлено на стыке морфем. Ср.: любить - люблю, губить - гублю, рубить - рублю, гребу - гребля.
Этимологический корень во всех словах передавал значение, антонимичное, противоположное значению «спать»; бодрый «не спящий, бодрствующий», а далее - «энергичный».
5. Максимум - 24 балла:
каждый синомичный фразеологизм - 2 балла, общее лексическое значение - 2 балла; за каждое предложение - 2 балла.
Тёртый калач - стреляный воробей («очень опытный»);
пасть духом - вешать нос («приходить в уныние, отчаиваться»);
хоть лопатой греби - куры не клюют («обильно, много»);
что есть духу - изо всех сил («очень быстро, громко»);
мозолить глаза — набить оскомину («надоедать»).
6. Максимум - 16 баллов:
по 2 балла за каждое верно исправленное предложение и по 2 балла за точное объяснение ошибки.
Такую бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти.
А кузница была расположена таким образом, что едва ли не каждый обязательно проходил мимо неё.
Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, чувствуешь боль и стыд за своих соотечественников.
Или
Когда видишь, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников.
Он увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. (Союзные слова управляются глаголами и должны ставиться в верных падежах).
7. Максимум - 12 баллов: по 2 балла за каждую часть речи и член предложения.
Ожидание было (каково?) грустно (краткое прилагательное; именная часть составного
именного сказуемого).
Мать (как?) грустно (наречие; обстоятельство образа действия) посмотрела на детей.
Нам грустно (категория состояния; сказуемое в безличном предложении) расставаться.
8. Максимум - 10 баллов: каждый вариант обоснования выбора слова - 2 балла.
Обладать, так это единственный непереходный глагол;
облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать);
облагать, так как в этом слове нет неполногласного сочетания -ла-, которое есть в двух других словах. Ср. обладать, владети - Володимир (ист.); облачить, влачить - волочить (ист.);
обладать, так как в этом слове нет исторического чередования согласных, присутствующего в двух других, - Г//Ж, К//Ч.
облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания.
9. Максимум - 10 баллов: по 2 балла за каждое предложение и 2 балла за общее объяснение.
Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей).
В семье было (три сына, трое сыновей).
На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр.
На полу играли (двое котят, два котёнка).
10. Максимум — 10 баллов. Примерный текст.
Даль Владимир Иванович (1801 - 1872) - русский лексикограф, писатель, этнограф. Учился в Морском корпусе (1814 - 1819), до 1826 г. находился на военной службе, в 1829г. окончил медицинский факультет Дерптского университета, был врачом, затем чиновником.
Свыше пятидесяти лет работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», за который был удостоен Ломоносовской премии АН и звания почётного академика.
Словарь содержит свыше 200 тысяч слов, отражает словарный состав русского языка середины ХIХ века. В словарь Даля широко включалась лексика живой разговорной речи, собранная автором в разных областях России. Расположение слов гнездовое. Большое место занимают фразеология, пословицы, поговорки. Значения слов Даль раскрывал следующими приёмами: через синонимы, словосочетания, давая описательные толкования или справки энциклопедического характера.
11. Максимум - 10 баллов.
Письмо по памяти оценивается по пятибалльной системе (точность содержания и грамотность).
ОБЩИЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА ОЛИМПИАДНУЮ РАБОТУ – 125.