Методическая разработка урока русского языка в 11 классе
на тему "Дискуссионная речь ."
Разработала: учитель русского языка и литературы
Карагандинской республиканской
школы "Жас улан" имени Дважды Героя
Советского Союза Т.Я.Бегельдинова
Кульмаганбетова Бану Елеусизовна.
Цель:- научить уланов умению обсуждать, доказывать, убеждать, отстаивать свои мнеия;
- развивать навыки диалогической и монологической речи ; умения вести дискусии;
-закрепить на практике правила устного выступления.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы работы: лингворазминка, лекция, беседа, словарная работа, доклад,монолог
учителя.
Наглядность: учебник, таблица ,словарь С.Ожегова.
Ход урока
I . Орг.момент.
II. Лингвистическая разминка. Кто автор этих крылатых выражений?
1. "А счастье было так возможно , так близко...".
2. "Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии".
3. "Жил - дрожал и умирал - дрожал".
III. Беседа : - В чем особенности лекции как речевого жанра?
- Чем жанр доклада отличается от лекции?
- На что нужно обратить внимание при обсуждении доклада?
- Что необходимо знать о научном сообщении?
- Какие виды и жанры публичной речи вы знаете?
IY. Словарная работа. Спор - 1. словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый
отстаивает свое мнение;
2. взаимное притязание на владение чем - нибудь, разрешаемое судом.
Общим для всех значений слова "спор" является наличие разногласии, противоборство.
Слова дискуссия, полемика, диспут - синонимы, объединенные общим значением публичный спор.
Y. Дискуссионная речь, дискуссия - это особый спор , который предполагает не упрямую попытку непременно отстоять свое мнение во что бы то ни стало, а обоснованно , взвешенно доказать истину по каким - то общественно значимым проблемам в присутствии заинтересованных слушателей.
Дискуссия (латин. discussio - "исследование, рассмотрение, разбор") - это выяснение и сопоставление разных точек зрения , нахождение нравственного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения , т.к. её участники сами приходят к тому или иному выводу.
Участники дискуссии , диспута , сопоставляя противоречивые суждения , стараются прийти к следующим результатам: - найти общее решение вопроса;
- прийти к единому мнению в споре;
- установить истину.
Цель полемики иная:
- одержать победу над оппонентом и утвердить собственную позицию. Но истинная научная
полемика ведется не ради самой победы , а стремится в решительной борьбе отстоять
общечеловеческие ценности и права конкретного человека , проявить активную гражданскую
позицию.
YI. На основе таблиц, данных на стр. учебника 231,232 сделать сообщение о видах и типах дискуссии.
YII. Беседа на тему: "Как проводятся дебаты по ТВ?"
YIII. Монолог учителя. Первым , кто осознал исключительную важность диалоговой формы общения людей для прогресса познания, был Сократ , выдающийся древнегреческий философ.
Знаменитые беседы Сократа с учениками, друзьями и недругами вошли в золотой фонд человеческой культуры. Главная их ценность - метод поиска истины. Кроме языковых, логических аспектов , спор имеет множество трудноуловимых психологических, нравственных и эстетических граней. Спор - это не только наука , но и тонкое искусство.
Во время диспута человек должен достойно вести себя; не допуская резкого тона, внимательно анализируя доводы "противника".
Знание и понимание культуры спора , умение находить правильное решение , наиболее точно выбирать вариант собственного поведения определяет тактику спора.
Упражнение 308 (стр. 235).Анализ публичной речи.
IX. Плюрализм: 1. множественность мнении, взглядов;
2. философское учение , утверждающее, что в основе мира лежит множество
духовных сущностей;
3. одна из главных идей в современных западных теориях общего устройства, состоящая в том , что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание , конкуренцию множества социальных групп, партий, организаций.
Упражнение 305 (стр.)
X. Итог урока: - В чем особенности жанров дискуссионной речи? (полемики , дискуссии, дебата).
- Типы дискуссии по цели , результатам, количеству участников.
- Каковы нормы поведения во время спора?
XI. Домашнее задание: подготовить вопросы по пьесе М.Горького "На дне": "Унижает ли человека жалость?"