Использование информационно – коммуникационных технологий
на уроках русского языка и литературы
Кайкенова Алия Адамовна, учитель русского языка и литературы
ГУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа Качирского района»
Одним из важнейших направлений казахстанского образования на современном этапе развития является его информатизация, поэтому важно и необходимо вести целенаправленную работу по внедрению и применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В ходе данной работы, учащиеся обучаются поиску новой информации и практическим способам работы с ней, овладевают компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе, ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для самореализации своих способностей.
Сегодня, имея опыт работы с ИКТ, я с уверенностью могу сказать, что выбор инноваций сделан верно, и применение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе - это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Но самое ценное для меня – это творческий поиск, самостоятельность учеников, что я и наблюдаю в работе при применении ИКТ. При этом использую как групповые, так и индивидуальные формы организации учебного процесса. Через самостоятельную деятельность у учащихся формируется высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирование получаемой информации.
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы значительно повышает интенсивность учебного процесса. При этом обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал усваивается лучше.
В центре обучения находится личность ученика, его интересы и потребности. Необходимо сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, нужную для коммуникативного общения на русском языке с его носителями в различных ситуациях. По сути, говорение является своеобразным индикатором обученности ученика. Если он может задавать вопросы по ситуации и отвечать на них, а также высказаться по определенной теме, то это свидетельствует о коммуникативной компетенции ученика, которая так востребована в современном мире.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основной целью при решении данной проблемы является содействие качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения на практике;
приобретение учащимися компетентных, интеллектуальных и коммуникативных навыков в условиях модернизации образования;
создание оптимальных условий для развития личности ученика через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития, как на базовом, так и на профильном уровнях.
Процесс информатизации образования позволяет повысить и профессиональный уровень учителей. Знакомство с новыми информационными технологиями поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. В настоящее время существует огромное количество разнообразных компьютерных программ, помогающих при обучении различным аспектам русского языка – грамматике, лексике, чтению, аудированию, говорению. Наличие всевозможных Интернет-ресурсов, начиная от профессиональных сообществ и заканчивая персональными сайтами учителей, позволяет обмениваться опытом и оставаться в курсе событий вне зависимости от местонахождения. Таким образом, новые информационные технологии, внедряемые в образование, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.
Также необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению у детей мотивации к изучению русского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, т. е. таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение английского языка с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
• при объяснении нового материала;
• закреплении;
• повторении;
• контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
• Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
• Тренажёр;
• Контроль за умениями, навыками учащихся;
• Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
Визуализация учебного материала;
Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
Стимулирование воображения школьников;
Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности, используя конкретные примеры работы Power Point, Activ – studio, видео – фрагмент.
Представляю вашему вниманию разработку открытого урока литературы с использованием ИКТ на тему:
"Когда сбываются мечты?"
Эпиграф «…благодаря ей
я понял одну нехитрую вещь…»
Грей
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Выход на тему и цель урока.
1. Звучит шум прибоя на фоне изображения моря (использование программы Power Point .
2. Целеполагание. Эпиграфом к уроку я взяла строки из текста:
…благодаря ей я понял одну нехитрую вещь…
Цель урока: Какую истину открыл для себя герой? Когда исполняются мечты?
3. Ученик подготовил сообщение используя интернет ресурсы. Биографические данные жизни и творчества великого мечтателя, романтика – Александра Грина. На слайде портрет писателя и основные даты.
Для проверки знания текста был проведен тест, ответы на который были показаны на слайде, для быстрой проверки.
Ответы к тесту
«Алые паруса» (вариант 1) |
1) г | 6) д |
2) г | 7) а |
3) б | 8) б |
4) б | 9) б |
5) д | 10) д |
«Алые паруса» (вариант 2) |
1) б | 6) д |
2) в | 7) в |
3) а | 8) в |
4) д | 9) г |
5) в | 10) г |
При изучении нового были использованы следующие методы и приемы:
Для построения ассоциативной цепочки была использована интерактивная доска, работа была выполнена в Activ – studio.
(Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса)
Приём «Цветок лотоса».
Работа с книгой. Опираясь на текст, расскажите о месте, в котором происходит действие повести.
Морфологический ящик
Мы восстановили место, вспомнили образы главных действующих лиц, а сейчас нужно используя «морфологический ящик», составить полные характеристики героев повести – феерии
1 группа: «Грэй», 2 группа: «Лонгрен», 3 группа: «Меннерсон»
| | 1 | 2 | 3 | 4 |
Он называл Ассоль: | А | Мокрое сокровище | Прекрасная неизвестность | Корабельная Ассоль | Маленькая Ассоль |
Положение персонажа | Б | матрос | капитан | сказочник | Состоятельный человек, держал трактир |
Информа ция о героях из текста | В | Рыдал от ужаса | Делал игрушки из дерева | Ошпарил себе руку | Седые кудри складками выпадали из под соломенной шляпы |
Реплики героя | Г | Не знаю, сколько лет пройдет… однажды утром… | Лонгрен, что же ты стал как пень? Видишь меня уносит | Она так же просила тебя! Думай об этом, пока жив, Меннерс, и не забудь! | Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу |
При проведении физминутки с использованием интерактивной доски, было проведено упражнение для глаз, что способствовало отдыху после работы над книгой.
При закреплении темы урока были применены:
1. Восстановите хронологию событий, работа в Activ – studio
Ребята переставляют картинки соблюдая хронологию событий произведения.
2. Перед выполнением творческого задания прослушали песню
«Ребята, надо верить в чудеса!», что способствовало психологическому настрою на выполнение задания.
Задания по уровню подготовленности учащихся:
Эссе «Когда сбываются мечты?»
Четверостишье
Синквейн «Алые паруса», «Ассоль», «Грэй».
Напишите отзыв о книге, продолжив предложения
«В чём сила этой книги? Прежде всего – в…»
«Читая эту книгу, вместе с её героями входишь…»
«Да, со страниц этой книги получаешь заряд…»
«Из этой книги вы узнаете одну истину…»
«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя…»
При обобщении и систематизации знаний, просмотрели фрагмент из фильма «Алые паруса», который вывел на итог урока.
«Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя». Рефлексия.
Продолжите предложения:
• Мне понравилось… ПОЧЕМУ???
• Я запомнил(а)… ПОЧЕМУ???
• Я понял(а)… ПОЧЕМУ???
• Меня удивило, обрадовало, огорчило… ПОЧЕМУ???
• Грустно… ПОЧЕМУ???
• Я рад(а)… ПОЧЕМУ???
Домашнее задание:
Оценивание по листку самоконтроля.
При проведении данного урока видны следующие преимущества ИКТ:
Индивидуализация обучения;
Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
Рост объема выполненных на уроке заданий;
Расширение информационных потоков при использовании Internet.
Эти методы обучения очень привлекательны и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
Применение на уроке тестов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
Выполнение приведенных выше заданий дают возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Также существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Таким образом, использование новых информационных технологий наряду с традиционной технологией обучения может помочь учителю в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, осуществить дифференцированный подход каждому из учащихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков. Однако нельзя забывать о том, что информационные технологии – это вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов.