Организацион ный момент | 1.Игра «3 лишний» 2.Деление на группы -Здравствуйте,ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы «е», «ё», «ю», «я», научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» … | Готовность учеников к уроку, активно участвуют при игре и делении на группы | |
Актуализация прежних знаний | -Ребята, кто скажет, какие буквы мы должны вставить в слова и почему? … … прочитай нам, пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?. . Название стихотворения? Теперь задания к данному предложению. Работа (индивидуальная) у доски и за партами по карточкам проводится одновременно. После объяснения индивидуальных заданий проводится лексическая работа (фронтальная). Затем проверка индивидуальных работ (по мере выполнения) с комментариями сильных учеников и оценкой. А) Подчеркнуть грамматическую основу предложения, уже записанного на доске с пропущенными буквами, и надписать над словами части речи, которыми они являются. Б) Выписать из данного предложения указанные виды словосочетания) … (сущ. + глаг. ) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг. ) – глагольное с/с. … (сущ. + прилаг. ) – именное словосочетание. Ответ: Вихри снежные (сущ. + прилаг. ) – именное с/с. Карточка № 1. (1 ученик из 2 группы. ) Вставьте пропущенные буквы и графически объясните орфограммы. Весёлые помощники, пришёл пораньше, просьба поспешить, чудесная местность. Карточка № 2. (1 ученик из 3 группы. ) ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная. Проверка задания с помощью слайда № 3. - Ребята, четыре слова из этой карточки нам понадобятся для последующей работы по теме урока и мы их увидим на следующем слайде. Проверка индивидуальных работ (по мере выполнения) с комментариями сильных учеников и оценкой. | Отвечают на заданные вопросы. (имя ученика), (Орфографическая работа) (А. С. Пушкин. )(«Зимний вечер». ) (1 ученик –«сильный» - из 1 группы). (2 ученика –«хорошисты» - из 2 группы
В) Выполняют задания по карточкам 2 ученика (за партой).
Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком. | - На доске и на слайде № 2 по щелчку появляется предложение на фоне репродукции картины А. Саврасова «Зимняя дорога») записано предложение с пропущенными буквами… (На 2 слайде по щелчку появляются название стихотворения и его автор. ) .
Работа (индивидуальная) у доски.
Буря мглою н. . бокро. . т, вихр. . сне. . ные крутя… В. .сёлые п. . мощники, приш. . л п. . раньше, про. . ба посп. . шить, чудес(?)наямес(?)ность. |
Исследовальская работа | - Представьте такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: … «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова[й’э] ль. (На 4 слайде появляется слово «ель», затем последующие слова) Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» … - В слове «кроет» нашего предложения есть буква «е». Как звучит это слово? Ель - [й’э] ль, кро[й’э]т, въ[й’э]зд, [н’э]бо Ёж - [й’о] ж, серь[й’о]зная Яма - [й’а] ма, листь[й’а] Юла - [й’у] ла, мгло[й’у], вь[й’у] га, кру[т’а] - Посмотрите на слайд и подумайте, в каких случаях гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» в словах при звучании дают два звука, а в каком – только один. Кто сейчас сможет выразить свои мысли по поводу наших «хитрых» букв? … Вывод о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы | (1 ученик произносит слово по звукам, потом на сладе 4 появляются слова из разобранного предложения. ) (Ответы учеников. ) Чтение правила учеником на стр4 | |
Первичное закрепление.Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи. | 1. Выполнение упр. 7. (Слайд № 6.) 3 позиции -3 колонки. Учитель делит часть доски на три колонки и комментирует: «Выписываем по три слова в колонки: в первую колонку слова, в которых гласные «е», «ё», «ю», «я» стоят в начале слова, во вторую – после гласной, в третью – после разделительного «ъ» или «ь». Задание по рядам (групповая работа) у доски: заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. (По 3 слова в каждую колонку.) Вывод (фронтальный): Буквы «е», «ё», «ю», «я» в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 1 звук, в третьей - 2 звука. | Чтение задания 1 учеником. Вывод ученика о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы на слайде № 7. | Упр8. Работа в группах Упр 9. Самостоятельная работа |