Фрагменты уроков к мастер-классу по теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка»
Фрагменты уроков к мастер-классу по теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка»
Фрагменты уроков к мастер-классу по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка",содержащие задания разного рода, раскрывающие условия создания проблемных ситуаций, что обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрагменты уроков к мастер-классу по теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка» »
Фрагменты уроков к мастер-классу по теме
«Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка»
МБОУ СОШ №36
г. Дзержинск
Семина О.Н.
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож».(слайд2)
1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше диалог:
- Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
-Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
- Все слова смогли проверить? (нет)
-Почему? (правило не подошло)
-А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше разбор по составу)
- Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях лаг, лож) Запишите тему урока.
- Ребята, из словаря я вам выписала эти два слова
2) Движение темы. На доске дан грамматический массив. Разбейте его на две группы, в зависимости от написания гласной в корне.
Дальше подводящий диалог:
-Найдите существенный признак, определяющий условия написания (идут гипотезы детей – согласные Г и Ж; наличие и отсутствие суффикса, наличие ударного ГА и др.)
-Сделайте вывод - сформулируйте правило
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило дает не все признаки. _ А где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
3) А дальше идет закрепление материал, обязательно задание под диктовку, чтобы отработать графическое выделение орфограммы. А также и другие продуктивные задания на закрепление: составь слово, цифровой диктант, вставь пропущенное слово и т.д.
Урок в 5 классе. Тема: «Правописание а-о в корнях –раст, - ращ, -рос».
На доске записаны ряды слов, задание выделите в каждом ряду лишнее слово по двум признакам одновременно: растение, приращение, выросла. Выделите корни.
- Какие гласные могут стоять в корнях этих слов? (О или а)
-О чем мы будем говорить на уроке?
-А теперь попробуем сформулировать цели нашего урока, используя начало предложений на доске.
- А вывести новое правило нам помогут слова, записанные на доске.
- Что заметили? Есть догадки о правописании гласных в корне? Выделите эти корни? От чего зависит написание корневой гласной? Сформулируйте правило.
-Вернитесь к словам, вставьте пропущенные буквы. Снова проверьте по учебнику. Что увидели в учебнике: есть слова-исключения. Читается интересное стихотворение, куда включены слова-исключения. Дальше даются упражнения на закрепления. Еще на этом уроке было предложено ребятам выполнить мини-проект, представить новое правило в виде таблицы, рисунка, схемы – работа в группах (не забудьте включить слова-исключения), а в конце урока была самостоятельная работа, которую ребята оценили самостоятельно. Заканчивается урок подведением итогов, использовалась методика незаконченного предложения.
Урок в 5 классе. Тема: «Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц».
На доске болеть душ…й, болеть сердц…м.
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? ( существ., оконч.)
- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)
- А какая это может быть гласная? ( о или е)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)
Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:
1) Познакомиться с …
2) Научиться …..
Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:
- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в окончании)
- После каких согласных? (шипящих)
- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
- Выделите окончание, поставьте ударение.
- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
-Сформулируйте правило.
- В каком падеже стоят эти существительные? ( в ТВ. Падеже)
- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. § 101 стр.
А дальше продуктивные задания: выборочный диктант, мини-проект, самостоятельная работа, творческая работа: на слайде будут появляться предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.
Урок в 7 классе. Тема: «Дефис в наречиях».
Пишем под диктовку:
Поступил обдуманно, смотрела огорченно, сделал хорошо, на улице свежо, не близко, а далеко, поступил нелепо, говорили вовсе не спокойно, прибил некрепко, ступал по-медвежьи, по-зимнему свежо.
Я диктую словосочетания с наречиями, а вы записываете: один человек у доски,
остальные в тетради.
Проверим написанное.
- Ребята, я выписала эти слова правильно на доске, сравните с вашим написанием.
- Что же произошло, ребята? Почему написали по- разному?
- Какими правилами вы пользовались?
- Применимо ли эти правила для последних словосочетаний?
- Чего же мы с вами не знаем?
-Чем же мы будем сегодня заниматься? Значит , какая тема урока?
- Вывести правило нам помогут слова на доске. Прочитайте их самостоятельно.
- Что вы заметили? Есть какие – нибудь идеи?
- Когда, по вашему мнению, пишутся наречия через дефис?
- Разберите наречия по составу? Чего нет у наречия?
- При помощи чего, каким способом образовано наречие?
-Попробуйте сформулировать правило о дефисном написании наречий?
Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. 115, 116 п.42 (чтение правила).
- Попробуйте оформить графически новое правило “Дефис в наречиях”.
В качестве продуктивных заданий предлагаются следующие: орфографическая работа, работа по карточкам, работа с текстом, в котором много наречий.
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело.
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое_ где ещё встречались люди, которые не хотели жить по_ новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по_ иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по_ прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по_ весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во_ первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по_ глупому. Во_ вторых, где_ нибудь ещё может быть нужна его помощь.