II. Формулирование темы и целей урока. (Название темы урока скрыто от учащихся)
| Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Фразеологию. Вход в страну охраняет могучий стражник. Чтобы пройти мимо него, вам нужно ответить на вопросы. Итак, вопрос от стражника: -Что изучает фразеология? -Дайте определение фразеологическому обороту. -Какие специфические признаки присущи фразеологизмам? -Молодцы, ребята. С заданием стражника вы справились. И теперь путь в страну Фразеологию открыт. Перед вами фразеологические обороты. Объясните их лексическое значение. Бить баклуши. Водить за нос. Лезть в бутылку. Дать осечку. (Формулировка темы урока и определение задач) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать задачи урока. |
III. Актуализация изученного.
| Давайте обозначим тот путь, который уже прошли, я предлагаю вам определить, что вы уже знаете по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу: Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1. | | | - Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии? - Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. - А что такое фразеологизмы? - Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца. - Каким членом предложения является фразеологизм? - Фразеологизм является одним членом предложения. - Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах. - Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например: Поспеть к шапочному разбору - опоздать, Принять за чистую монету - поверить лжи, Петь дифирамбы - восхвалять, Вывести на чистую воду - разоблачить, Пыль в глаза пускать - обманывать. Угадать слова и составить из них фразеологические обороты: 1. А) принять положение сидя Б) это предлог В) часть тела, находящаяся между головой и плечами Ответ: сесть на шею 2. А) числительное Б) день недели В) это предлог Г) 7 дней Ответ: семь пятниц на неделе - Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы. Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. | 1. | | - А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке. - Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем. - Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так: Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. | 1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем. | | - Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили? - Определили цели нашего урока. | Коммуникативные УУД 1. Формулировать собственное мнение, принимать точку зрения другого. Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, обобщать. 2.Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности. |
IV Работа со словарями | -Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения). - А что нам может прийти на помощь? (Словари). - Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Задание 1. Найдите во фразеологическом словаре статью "Вилами по воде писано" и зачитайте вслух толкование фразеологизма. Задание 2. Найдите во фразеологическом словаре статью "Танталовы муки" и зачитайте вслух толкование фразеологизма. | Познавательные УУД 1.Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). 2.Анализировать, обобщать, делать выводы; устанавливать аналогии. 3.Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные УУД 1.Владеть связной монологической речью. 2.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
V. Комплексное применение знаний. | - Вы уже знаете, что очень многие фразеологизмы пришли к нам из разговорного языка, из речи людей разных профессий. 1. Лингвистическая разминка Определите, какие фразеологические обороты пришли от данных профессий: портной, врач. Между молотом и наковальней; затаить дыхание, семь раз отмерь; один раз отрежь; позолотить пилюлю; шито белыми нитками; разделать под орех; как рукой сняло; трещать по швам; снять стружку; на один покрой. 2. Составить предложение с данными фразеологизмами: Засучив рукава За словом в карман не полезет Положа руку на сердце | Коммуникативные УУД: 1.Формулировать собственные мысли. 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Строить монологические высказывания с учетом речевой ситуации. Познавательные УУД 1. Анализировать опорные слова, делать выводы, устанавливать закономерности. 2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VI. Творческая работа по созданию собственного текста. | -Каково значение фразеологизмов в речи? Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я предлагаю вам составить (Ученики выполняют работу по группам.Учитель консультирует учеников по мере необходимости.) - Прочитайте свои части творческой работы. - У нас получился текст? Почему? Докажите. К какому стилю речи относится созданный текст? - Какие фразеологические обороты использовали? - Какую роль они играют в тексте? | Коммуникативные УУД 1.Владеть различными видами монолога и диалога. 2.Создавать устные и письменные тексты заданного типа, стиля, жанра с учётом замысла и ситуации общения. 3.Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). |
VII. Итог урока. Рефлексия. | - Наши наблюдения подходят к концу. Обратимся к таблице «Знаю - хочу узнать - узнал».Вспомните, какую цель вы поставили на уроке.Удалось ли её достичь? - Заполните теперь третью колонку таблицы «Узнал».(Учащиеся зачитывают свои ответы.) - Что понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Время урока подходит к концу, но вас ждут другие удивительные открытия, сделанные в ходе наблюдений над жизненными явлениями. Удача ждет пытливых и любознательных! | Регулятивные УУД 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |