Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информация получает разное языковое выражение. Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информация получает разное языковое выражение.
Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информация получает разное языковое выражение.
Данный урок поможет интересно провести занятие по данной тематике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Функциональные стили речи"»
Тема: Функциональные стили речи 12 кл
Цели:
-обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи»,
-повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи;
-подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи, подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: таблица «Стили речи», тесты, тексты разных стилей
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Междисциплинарные связи: русский язык, литература, риторика, психология.
Оборудование: ноутбук, тексты для работы, запись фильма «Ералаш» - «Почему мы так говорим».
Оснащение занятия:
Ноутбук
Видеосюжет «Почему мы так говорим?»
Печатные материалы текстов
Организационный момент.
- Добрый день всем!.
Прочитайте слова и подумайте, почему с этих слов мы начинаем урок?
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Георг Гегель
Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- А теперь посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видеосюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)
- Так почему же мы так говорим? (Предполагаемый ответ: «Потому что в языке 5 стилей речи. И каждый стиль уместен в той или иной ситуации».)
- Насколько уместно было общение мальчика на сленговом языке?
-Каких знаний не хватило мальчику? (Предполагаемый ответ: «Знаний стилей речи».)
2.1 Объявление темы урока, постановка цели.
- Значит, нам предстоит разговор по какой теме? (Предполагаемый ответ: «Стили речи».)
Тема урока: Функциональные стили речи.
- А для чего нам нужно знать функциональные стили речи? (Предполагаемый ответ: «Для оформления документов, написания работ, выступления перед аудиторией…».)
- Таким образом, цель урока научиться анализировать тексты, используя знания теории «функциональные стили речи».
- А что для этого необходимо сделать? (Предполагаемые ответы: «Вспомнить теорию, применить её к текстам, анализировать тексты»)
2.3. Повторение темы "Стили речи" (раздатка)
Вопросы:
-Какие стили речи есть в русском языке?
-Расскажите об особенностях каждого стиля.
3.Организация работы по теме урока. Работа с текстами.
Задание: определить стиль текста, доказать свою точку зрения.
Текст №1
«Ангарá» — семейство ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара-А7») тонн на низкой околоземной орбите.
Текст №2
История бережно помнит все даты, Петровский подъем, восемнадцатый век. Походы в сибирские земли, казаки, И Омская крепость в слиянии рек.
Опорой Петру на бескрайних просторах, Возникла у устья Оми с Иртышем. Росла, укреплялась, и вот уже город, Стал для обороны земель рубежом.
От южных границ и до Карского моря, Раскинулись степи, озера, леса. И Омск был назначен главой территорий, Над древней страной его власть пролегла.
Россия росла, расширялась и крепла, Проложен стальной Транссибирский маршрут. Реформы Столыпина, смена столетья, Открыли торговый и транспортный путь.
Менялись эпохи, века уходили, Огнем революций пылала страна. И Омск превратился в столицу Сибири, На год в резиденцию для Колчака.
Вся хроника дней не уместится в строчки, И снова трехцветный над городом флаг. Ждет Омск юбилей 300 лет и досрочно, Становится краше не только в словах. Ольга Чуенкова
Текст №3
Мэрия опубликовала карту мероприятий к 300-летию Омска.
На сайте администрации Омска появилась карта праздничных мероприятий к 300-летию города. На данный момент в программу праздника включили уже более 100 разноплановых мероприятий, таких как открытие обновленного Любинского проспекта, кинофестиваль «Киносозвездие России», День омича и многие другие.
Ознакомиться с предварительной программой праздничных мероприятий, посвященных 300-летию со дня основания нашего города, поможет виртуальная карта.
Помимо всего прочего, накануне празднования юбилея города планируется торжественно открыть парк 300-летия Омска, а также после масштабной реконструкции заработает цирк.
Но большая часть мероприятий запланирована на 5-7 августа. К примеру, в эти дни в Омске пройдет парад духовых оркестров «Фанфары над Иртышом», фестиваль уличных театров «ВнеСтен». Кроме того, утром в День города в городе по традиции состоится сибирский международный марафон, который два года проводили осенью.
Евгений Светлый
Текст №4
- Скажите, как Вы, ребята, относитесь к своей малой Родине?- спросила учитель.
- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, где ты родился. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою малую родину, свой край, свой город Омск, - ответила Оля.
- У каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Наша малая Родина – город, в котором мы живем!- сказал Максим.
Текст №5
Задание. Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.
Дорогому товарищу директору
школы №4 Т.П. Рыковской
от уважающей Вас Седымовой Е.В
заявление.
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 сентября сего года учителем русского языка и литературы, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышала о Вас хорошего и о школе тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарна. А Вы не пожалеете. Трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.
4. Задание: постройте из данных «предложений» текст, прочитайте его.
1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.
2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.
3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.
4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.
5. Полное, совершенное владение языком предполагает овладение функциональными стилями.
6. А это требует неустанного внимания к языку.
7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.
3 1 5 4 2 7 6
Учитель: Вы согласны с тем, что нужно постоянно обращать внимание на свою речь?
Учитель: Процесс постижения родного языка неиссякаем, т.к. нескончаемы богатства русского языка. Знать родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Знать язык – значит знать секреты грамотного письма.
5. Самостоятельная работа в парах. Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
текст
стиль речи
№1
- А в каком году была образована Омская крепость?- спросил учитель истории.
- В 1716 году,- ответил Павел.
-А кто является основателем Омской крепости?- спросил учитель истории.
- Бухгольц Иван Дмитриевич отправился расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1782 года был острогом, - ответил Сергей.
научный
№2
Директору КОУ
"Средняя школа №4
(очно-заочная)"
Т.П.Рыковской
ученика 12 класса
Жигунова Александра
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.
10. 03. 2016 г.
Жигунов
художественный
№3
Масленичные гуляния в Омске начнутся с «Блинфеста»
Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Омске на площади у Дома Дружбы и на бульваре Мартынова, а также в Большеречье.
Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Омске во второй раз. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.
разговорный
№4
Здесь появился я на свет, Прожил счастливых много лет, С любимою встречал рассвет, Мне города роднее нет.
Под перезвон колоколов, Люблю мой Омск трехсот годов, Ведь я Омич, я сибиряк И без тебя мне не прожить никак!
Олег Калмин
официально-деловой
№5
Ирты́ш (каз. Ертіс, кит. 额尔齐斯河 — É'ěrqísī hé, сиб. Йөрөтөш) — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире (5410 км).
публицистический
6. Соотнесите прилагательное со стилем речи.
Правильный ответ:
Строгий
Образный
Неподготовленный
Воздействующий
Терминологичный
7. Задание по картинкам.
8.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Таким образом, какую тему мы сегодня изучали? (Предполагаемые ответы: «Функциональные стили речи»)
-Какие вопросы рассматривали? (Предполагаемые ответы: «Определяли стили текстов).