II | Сообщение темы и цели урока | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Создание проблемной ситуации - Наш урок сегодня необычный, мы не будем писать в тетрадях, у каждого из вас на партах лежат рабочие карты, подпишите их. - Что изображено на картинке, представленной на рабочей карте? Что делают люди? - Подберите синонимы к слову «разговаривать» (общаться, беседовать, говорить, обмениваться мыслями) 2. Проверка домашнего задания. - Обратимся к истории данного слова. Какой синоним к нему самый древний расскажет…. Сообщение подготовленного ученика. Древним синонимом к слову «разговаривать» является слово «глаголить». В разговорном стиле речи оно не употребляется. От старославянского слова «глаголить, то есть говорить» происходит слово «глагол». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». В художественном стиле встречается слово «глагол» у Пушкина: И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. - В каком значении в пушкинских строках употребляется слово глагол? Глаголом значит… словом - Запишите в рабочую карту. 3. –Таким образом, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Определите тему урока… - Давайте запишем… «Глагол как часть речи» 4. Работа с эпиграфом. - Эпиграфом к уроку послужат слова А. Пешковского: «Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены». - Как вы понимаете данное изречение? Выделите в нем ключевое слово. Глаголы способны «оживлять», потому что с их помощью совершаются действия, мы узнаем, как всё происходит в этом мире. 5. - Таким образом, каково общее значение глагола? Обозначает действие предмета. - Оно вам было известно? - Давайте теперь попробуем определить цель нашего урока. Повторение изученного в 5 классе. - У каждого из вас в рабочей карте есть таблица с Целями, отметьте в левой колонке напротив предложенных целей, чего бы лично вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. Каждый из вас определяет свои цели на уроке, но помните при этом, что наша общая цель – это повторение. - Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой, начиная со слов … Я хочу… Мне надо … Я смогу… Цели (хочу, смогу, надо) | Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях | | Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает | | Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | | Вспомнить морфологические признаки глагола | | Вспомнить фразеологические обороты и их значения. | | Правописание мягкого знака в глаголах. | | Определяют тему урока Записывают число и тему Записывают эпиграф. Отвечают на вопрос Выделяют и формулируют познавательную цель Отмечают цели, которые хотели бы достичь в процессе урока. | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
III | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 6. –Для достижения целей нашего урока выполним задание: вставьте подходящие по смыслу слова, используя ПРИЕМ «ИНСЕРТ»: по ходу чтения делайте пометки: \/ - эту информацию я знаю; + - это новая для меня информация; ? - эта информация для меня не понятна. Глагол-это часть речи, которая обозначает__________________и отвечает на вопросы______________________________. Глагол в начальной форме имеет суффиксы______________________. У глаголов в возвратной форме суффиксы_______________________. Глаголы_____________спряжения имеют окончания -ешь, (ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут, (ют). Глаголы_____________спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. 7. - В продолжение урока составим КЛАСТЕР на тему «ГЛАГОЛ» (кластер - технология, устанавливающая связи изучаемой темы). Для этого обратимся к учебнику на странице 100, прочитаем правило. 8. - Проверим наши знания, выполним УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО». Напротив выражений поставьте «плюс» или «минус». 8. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО» 1. Глагол – это служебная часть речи. 2. Глагол обозначает действие предмета. 3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам. 4. Глагол – склоняемая часть речи. 5. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. 6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. | Индивидуальное сообщение Отвечают на вопросы. Составляют таблицу Сопоставляют части пословиц | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
IV | Проблемное объяснение материала (Повторение и изучение нового) | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | - Вспомним правописание ь у глагола 9. Работа с таблицей «Мягкий знак в глаголах». Неопр. ф. (что (с)делать?) | 2-е л. ед. ч. (ты что (с)делаешь?) | Повел.накл. (что (с)делай(те)?) | __________________________ ___________________________ | _____________________ _____________________ | ___________________________ ___________________________ | ь не пишется: _____________________________________________ | Объясняют значение пословиц. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: формул-ние познавательной цели; Л:формулирование проблемы |
V | Первичное закрепление | проговаривание и закрепление нового знания | 10. Закрепим знания. Найдите и подчеркните глаголы двумя чертами. Образец. Смешной, смешить, смех, смешно, смеющийся, смеясь – (что делать?) смешить. Желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна; двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается; зелёный, зеленеющий, зеленея, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, кричащий, крича, крикливый. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – На какие слова, имеющие отношение к глаголу, вы обратили внимание? Назовите эти слова и определите части речи. (Это причастия и деепричастия). 11. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида: завершать - объединять - посещать - улыбаться – 12. Определить время глаголов. Я читаю текст, а вы выписываете глаголы, определяете их время. В пути много бед ждет перелетных птиц. Стаю ласточек застал ураган над морем. Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. 13. Найдите конец пословиц, соедините их стрелками. 1. Не надо хвалиться,… | тот ничего не боится. | 2. Кто хочет от жизни толку добиться,… | того горе боится. | 3. Кто умеет веселиться,… | коли не знаешь, как рожь родится. | 14. Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: обвести вокруг пальца; зарубить на носу; не спускать глаз; пропускать мимо ушей. (Обманываешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь). | Пишут под диктовку у доски. | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
VII | Итог урока (рефлексия деятельности) | самооценка результатов деятельности | - Подведем итоги нашего урока. Вначале мы работали с картинкой, изображающей разговор людей, на протяжении урока мы с вами тоже разговаривали, определяли тему урока, его цель. - Смогли мы достичь цели урока? Докажите на примере синквейна. Рефлексия. - Какие у вас сложились впечатления от урока? Обменяйтесь рабочими картами, напишите пожелания друг другу в виде СМС- сообщения о том, как прошёл урок, оцените, насколько плодотворно работал одноклассник. | Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы. | К: умение выражать свои мысли; П: рефлексия |