3. Укажите способ образования слова -собеседники-. (3 балла)
А. приставочный Б. суффиксальный В. приставочно-суффиксальный
3. Морфология, орфография.
1. В каком примере есть ошибка в употреблении собирательного числительного? (1 балл)
А. семеро иностранцев Б. у двоих лисят В. обоими руками Г. трое сапог
2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква -и- ?
А. солом…нка Б. подчёрк…вать В. усидч…вый Г. затм…вать (2 балла)
А. А Б В Г Б. Б Г В. А Б В Г. А В
3. Укажите верную морфологическую характеристику слова –помогающего- (3 балла)
А. действительное причастие Б. страдательное причастие
В. деепричастие Г. существительное
2 Раунд «Синтаксис и пунктуация»1. Словосочетание. Простое предложение1. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада?(1 балл)А. читать книгу Б. в весеннем лесу В. наша бригада
2. Укажите способ связи слов в словосочетании -незнакомых тебе- (2 балла)
А. согласование Б. управление В. примыкание
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годов 19 века ( ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русские сказки» (3 балла)
А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;
Б. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая;
В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
Г. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна
А.
Б.
В.
Г.
2. Сложное предложение1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (1 балл)
Мужество (1) похоже не добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.
А. 2, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. 2;
2. Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок? (2 балла)
Вставать ему не хотелось ( ) в избушке было очень холодно и сыро.
А. двоеточие Б. тире В. запятая Г. точка с запятой
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самые невероятные события ( ) и снятся самые яркие сны.(3 балла)
А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;
Б. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая;
В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
Г. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
А.
Б.
В.
Г.
3 Раунд «Текст»1. Типы и стили речи.
1. В каком стиле текста утверждается или опровергается какая-нибудь мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис – основное утверждение, четко сформулированная мысль; б) доказательство, аргументы, подтверждающие тезис; в) вывод, вытекающий из доказательства (заключение). (1 балл)
А. описание Б. рассуждение В. повествование
2. Определите тип и стиль речи данного текста:
Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря). (2 балла)
А. Научный стиль, описание Б. Художественный стиль, повествование В. Публицистический стиль, рассуждение
3. Определить стиль, тип текста. Найдите предложения с пунктуационными ошибками:
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла)
стиль – ____________________________ тип речи – ___________________________ пунктуационные ошибки: 1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изобразительно-выразительные средства языка1. Какое средство выразительности использовано Есениным в стихотворении
2. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору… (1 балл)
А. Аллегория Б. Гипербола В. Олицетворение
2. Укажите название стилистического приёма, который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи».
Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. (3 балла)
А. Анафора Б. Инверсия В. Эпифора
3. Какие средства выразительности используются в данном тексте?
(3 балла)
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
(М.Горький).
Список терминов:
1) Гипербола 6) Оксюморон 2) Литота 7) Градация 3) Сравнения 8) Однородные члены предложения 4) Олицетворения 9) Обособленные определения 5) Эпитеты 10) Назывные предложения
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Вопросы к стихотворению:
Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да то какая?
Цвет стихотворения.
Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего)
Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
Моё восприятие этого стихотворения.
Этап рефлексии
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности
В.В. Виноградов.
Творческое задание:
1 команда
Девочка отпрашивается на дискотеку. Родители её не отпускают. Убедите их, что вам необходимо пойти туда.
2 команда
Учитель собирается выставить 3 за четверть. Убедите его, что вам нужна только 5.