Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Способ проверки орфограмм слабых позиций"»
Учебный предмет: «Русский язык»
Класс: 3е
Тема: Способ проверки орфограмм слабых позиций .
Цель:
1. создать условия для отработки способа проверки орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов.
Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, учебной мотивации, планирования, само-взаимопроверки, рефлексии);
- учить контролировать свои действия при помощи алгоритма
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Мы начинаем урок русского языка.
- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату, вид работы.
(Орфографическое чтение даты)
I этап.- Этап актуализации знаний.
1.1.-Чему учились на прошлых уроках? (учились проверять 3 способами ОСП, по сильной позиции, по словарю, по спец правилу)
-Что же такое орфограмма? (Это место в буквенной записи, которое нельзя писать по слуху.)
-Что такое слабая позиция? ( Это позиция в слове, где произношение не совпадает с написанием)
-Каким законом вы будете пользоваться? (Основным законом русского письма – Орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции).
-Как можно проверить орфограмму слабой позиции гласного звука в корне слова?
(Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменить форму слова, в которых этот гласный звук будет в сильной позиции)
1.2. Словарная работа
Вспомним алгоритм работы с орфографическим словарем.
Алгоритм:
1 Нахожу слово в словаре, подчеркиваю орфограммы.
2.Читаю слово орфографически правильно, запоминаю.
3. Повторяю слово орфографически правильно (не глядя в словарь).
4.Диктую и записываю слово по слогам, орфографически точно.
5. Проверяю: подчеркиваю орфограммы, ставлю точки под гласными, делю на слоги, ставлю ударение.
6. Контроль сверяю орфограммы в записанном слове по словарю.
-По каким критериям будем оценивать? (знаю алфавит, умею находить слабую позицию, умею находить нужные слова в словаре, хорошо запомнил написание словарного слова)
Учитель диктует: Город, горох
1.3 Вспомним
Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова
Выделить ударный слог.
Найти в слове слабую позицию. (д_бро´)
Подобрать родственное слово или измененить форму слова, чтобы звук находился в сильной позиции. (до´брый)
Обозначить буквой звук в слабой позиции. ( добро)
Контроль
Покажите это на примере:
II этап- Этап постановки учебной задачи
2.1 Определение границ применения способа проверки орфограмм слабых позиций.
- Маша написала в письме слово перос буквой и (пиро).
На вопрос, каким словом она проверяла орфограмму, девочка ответила: «Словом перинка. И в сильной позиции, поэтому пишем гласную и».
2.2 Контроль и оценка ответа героя урока.
- Правильно ли Маша нашла проверку ОСП?
- Почему не правильно? Не в той части слова. Слабая позиция находится в корне пер-, а проверку она выполняет по сильной позиции в суффиксе –инк-.
-Значит какое умение еще необходимо для нахождения ОСП? Уметь находить сильную позицию в той же части слова что и слабая.
-Значит какая цель урока? Научиться правильно определять, где находится ОСП.
Смотрим на алгоритм. В нем есть пункт касающийся места нахождения ОСП?
Значит еще наша цель скорректировать алгоритм.
III этап- Этап конкретизации способа действия
3.1 Добавляем пункт 3 Выделить корень (определить в какой части слова находится орфограмма)
Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова
1.Определить ударный слог
2.Найти в слове слабую позицию. (д_бро´)
3.Выделить корень. (д_бро – до´брый
4.Подобрать родственное слово или изменить форму слова, чтобы звук находился в сильной позиции. (до´брый)
5.Обозначить буквой звук в слабой позиции. ( добро)
3.2 Если орфограмма находится в корне, то как проверяем? (подбираем родственные слова или изменяем форму слова в сильной позиции)
IV этап-Этап применения способа действия.
4.1 А теперь проверим умеем ли подбирать родственные слова.
Работа в парах.
Найдите проверочные слова-родственников для слов: река, летать, говорить, земля.
р_ка – речка, речной, заречье;
л_тать – полёт, лётчик, лётный, перелететь;
г_ворить – говор, заговор, разговорный;
з_мля – землица, земляника, землистый.
– Во всех ли парах удалось подобрать проверочное однокоренное слово?
(Нет, в четвёртой группе для проверки подобрали изменение по числу слова земли)
Анализ полученных результатов парной работы.
Вывод:
- Какие умения при выполнении этого задания являются важными?
(Умение подбирать однокоренные слова в сильной позиции, умение изменять форму слова по сильной позиции)
4.2 Маша выполнила такую проверку:
М_риться – мерка - мериться
–Верно ли девочка подобрала проверочное слово? ( Нет, значения этих слов разные, хотя по звучанию корни похожи. Мириться – значит, снова дружить, а мерка нужна, чтобы измерять величины. Она подобрала неродственное слово, а слово с корнем-омонимом)
- Какие корни называют корнями-омонимами? ( Это такие корни, которые похожи по произношению, но отличаются по смыслу)
4.3 Алёша и Маша приготовили для вас задание.
- Выберите из слов, записанных в скобках, проверочное. Впишите буквы. Орфограммы подчеркните.
Р_левой ( ролики, ралли, роль)
Тр_сёт (треск, тряска)
К_чать (кочка, качка, качели)
П_лить (пилка, пели)
– Докажите, что выбранные вами слова являются проверочными.(Это однокоренные слова, и проверяемая гласная – в сильной позиции:
Ролевой – роль, трясёт – тряска, качать - качка, пилить - пилка, медовый – мёд, косить – косит, лечить - лекарь. Так же эти слова похожи по смыслу)
-Зачем вам Алеша и Маша придумали это задание? Обязательно смотреть на лексическое значение слова при подборе родственных слов)