Тема: «Глухие и звонкие парные согласные».
Учитель: Е.П. Верещук
1. Образовательные:
- формирование навыка грамотного письма слов с парными согласными на конце слов;
- закрепление умения подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова;
- формирование навыка работы с деформированным текстом.
2. Коррекционно-развивающие:
3. Здоровьесберегающие:
- развитие мелкой моторики кисти.
4. Воспитательные:
- воспитание аккуратности и усидчивости.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума. Желаю вам удачи и новых открытий | Встают у парт. Приветствуют учителя |
Мотивация к учебной деятельности. | - Что такое алфавит? - Звуки мы - Буквы мы -- Сколько букв в алфавите - На какие две группы можно разделить буквы ( Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и … Непарные твёрдые звуки – Непарные мягкие звуки – Сегодня мы продолжим разговор о согласных звуках, а вот о каких, вы мне скажете сами. | буквы, расположенные в определенном порядке говорим, слышим пишем, читаем, видим 33 гласные и согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие это (ж, ш, ц). это (ч, щ, й). |
Актуализация | -Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, почему слова разделены на две группы? гриб грибы мороз морозы - Произнесите слова первого столбика и скажите, какие звуки мы слышим на конце слов? - Какими буквами они обозначены? - Чем же отличается произношение и написание слов? | -п, с, -б, з, Мы слышим один звук, а пишем другой звук |
Целеполагание. | - А как же называются эти звуки, которые устраивают нам такие ловушки? - Так какова же тема нашего урока? - Да, сегодня мы подробно поговорим о звонких и глухих согласных, вспомним как отличить их друг от друга. Тема урока: Парные звонкие и глухие согласные. Мы с вами будем учиться определять парные звонкие и глухие согласные звуки и правильно обозначать их на письме. | Парные звонкие и глухие согласные Парные звонкие и глухие согласные |
Актуализация | - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. -Сейчас мы с вами поработаем со словарными словами. На экран я буду выводить слова с пропущенными буквами. В тетрадь вы будете записывать только пропущенную букву. К..ньки, к..пуста. д..кабрь. ж..лтый, м..роз пр..щай, сн..гирь. скор.. | Записывают число и классная работа В тетрадь записывают только буквы о, а, е, ё, о,о,е,о. |
Открытие новых знаний | Послушайте грамматическую сказку. Как-то король Алфавит устроил сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Им было весело! Согласные встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы. А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы громко выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо имена своих подруг. Вот какие это были странные пары. На балу были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ. пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. Согласные стали делиться на парные и непарные. -Кто запомнил парные согласные? Назовите все пары (по ленте букв) Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (на доске) Ладошку к горлу подставляй, Глухой и звонкий различай. Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса. - Запишите буквы парами в тетрадь Как называются буквы, которые вы писали? | - Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С - Б, В, Д, Ж, З ; П, Ф, К, Ш, С Дети записывают Парные звонкие и глухие согласные. |
ФИЗМИНУТКА | А теперь проведём игру «Звонкий или глухой». Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают. | |
Работа по теме урока | -Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать букву согласного на конце слова? Восстановим последовательность наших действий. На доске вразброс алгоритм действий Слышу звук… Читаю слово… Пишу букву… Проверяю - изменяю… Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце слова 1. Читаю слово… 2. Слышу звук… 3. Проверяю - изменяю… 4. Пишу букву… На доске слова: Грибы, шапка, домик. -Выполняем работу 1-подчёркивает в словах звонкие согласные 2-глухие согласные. Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образцом на доске. Ученики получают карточки с заданием. Ф.И. ученика | Выбери нужную букву, подбирая проверочное слово, подчеркни орфограмму. | Мор(ш,ж) – _______________, кро(т,д) – _______________, жира(в,ф) – _______________, жу(г,к) – _______________, верблю(д,т)– _________________, страу(з,с) – _________________, кар(п,б) – _______________, уда(ф,в) – _______________. | | |
Рефлексия. | Игра «Дай сигнал» (Учитель называет слова, если слово начинается на звонкий --- поднимают зеленый круг, с глухой – синий) гора, том, балка, дочка, жар, слой, тело, кора, дом, палка, точка, шар, злой, дело. | |
Итог урока. | Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков? С какими согласными познакомились на уроке? Назовите парные согласные. Какие звуки звонкие, а какие глухие? | - Звонкие и глухие парные согласные. - Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С - Б,В,Г,Д,Ж,З – звонкие, П,Ф,К,Т,Ш,С - глухие |
Ф.И. ученика |
Мор(ш,ж) – _______________, кро(т,д) – _______________, жира(в,ф) – _______________, жу(г,к) – _______________, верблю(д,т)– _________________, страу(з,с) – _________________, кар(п,б) – _______________, уда(ф,в) – _______________. |
Ф.И. ученика |
Мор(ш,ж) – _______________, кро(т,д) – _______________, жира(в,ф) – _______________, жу(г,к) – _______________, верблю(д,т)– _________________, страу(з,с) – _________________, кар(п,б) – _______________, уда(ф,в) – _______________. |
Ф.И. ученика |
Мор(ш,ж) – _______________, кро(т,д) – _______________, жира(в,ф) – _______________, жу(г,к) – _______________, верблю(д,т)– _________________, страу(з,с) – _________________, кар(п,б) – _______________, уда(ф,в) – _______________. |