Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) | 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Слайд 8: «Терпение и труд все перетрут» Как вы понимаете эти слова? Я предлагаю эту пословицу сделать девизом нашего урока. Исходя из девиза урока, как вы думаете, чем нам предстоит сегодня заниматься? (Узнавать новое) Над какой темой мы продолжаем работать в течение последних уроков? (Над темой «Состав слова»). Что ж, в дорогу, к новым знаниям, к новым открытиям. Но прежде чем узнать что-то новое, нам нужно повторить известное. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5 мин) | 1) актуализировать знания по теме « Правописание гласных в корнях слов»; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4)организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 5)организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 6)организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | Блиц-опрос. Слайд 9. Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика). Что изучает морфемика? (Изучает значимые части слова: корни, приставки, суффиксы, окнчания)). Что такое морфема. Какие морфемы вы знаете? А вы знаете, что разбор слова по составу помогает грамотно писать? О каком разделе науки мы вспомнили? (Орфография) Что такое орфография? (Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов). Какие орфограммы в корне вы знаете? Слайд 10. Задание Вставить пропущенные буквы и разобрать выделенные слова по составу: Пол…скать белье, пом…гать маме, предл…гать, изл…жение, выр…сти, р…сли. Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях. Слайд 11. Пробное действие. Предлагаю задание, в котором есть новое: вставить пропущенные буквы в данные слова. Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н. Кто не смог выполнить задание? Что вы не смогли сделать? Кто выполнил, попробуйте обосновать? |
Построение проекта выхода из затруднения (2-3 мин) | 1) согласовать и зафиксировать образовательную цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели. | Слайд 12. Тема урока Цель урока С помощью чего мы можем выяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И? (Обратиться к учебнику) Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю вывести правило, поработав по плану: Слайд 13. План действий. 1. Выделить в слове корень, окончание, суффикс. 2. Определить в какой части слова орфограмма. 3. Сделать вывод. |
Реализация построенного проекта (18 мин) | 1)реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать написание букв Ы-И после Ц. | Задание (в парах) Выполните задание, опираясь на план действий, а именно: выделите ту часть слова, где стоит буква Ц и обратите внимание на то, в какой части слова пишется буква Ы. Слайд 14. Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, бледнолицый. Птицын, сестрицын, Лисицын. Все ли группы справились с заданием? (Да). Возникли затруднения? (Мы разрешили их внутри группы). Сформулируйте правило написания буквы Ы после Ц. (Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной Ы после Ц). Слайд 15. Представьте результаты работы в таблице. Ы | И | в суффиксах, окончаниях | | С помощью чего можем проверить правильность наших выводов? (С помощью учебника). Откройте стр. 182, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объёме мы сформулировали правило?» (Нет). Продолжаем работу. Выполните следующее задание. Слайд 16. Запишите слова в следующем порядке Плодовые растения, к которым относится апельсин и мандарин (цитрусовые). Точная выдержка из текста (цитата). Болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов (цинга). Твердый покров некоторых животных (панцирь). Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). Выделите ту часть слова, где находится буква Ц. Определите эту часть слова. Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной И. Сформулируйте правило написания буквы И после Ц. (Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной И после Ц). Слайд 17. Представьте результаты работы в таблице. Ы | И | в суффиксах, окончаниях | в корнях | С помощью чего можем проверить правильность наших выводов? (С помощью учебника). Откройте стр. 182, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объёме мы сформулировали правило?» (Нет). Дополните колонку еще одним условием написания И после Ц (в словах на –ЦИЯ). Продолжаем работу. Слайд 18. ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!» Слайд 19. Эталон. Ы | И | | | в суффиксах, в окончаниях Исключения: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнул. | в корнях, в словах на -ЦИЯ | | | Проговорите по эталону правило написания букв Ы-И после Ц. Составим алгоритм, какие шаги и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить это правило? Слайд 20-21. Задание (работа в группах): восстановить последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке Определить в какой части слова орфограмма. Выделить корень, окончание, суффикс. Если в корне ли в словах на -ЦИЯ, то пишем И, если в суффиксе или окончании, то Ы (не забудь слова – исключения). (Одна группа выступает с восстановленным алгоритмом, остальные сравнивают и, если нужно, исправляют). Правильная последовательность: Выделить корень, окончание, суффикс. Определить в какой части слова орфограмма. Если в коне или в словах на -ЦИЯ, то пишем И, если в суффиксе или окончании, то Ы (не забудь слова – исключения). Слайд 22. Задание Вернёмся к заданию, где нужно было вставить в слова Ы-И после Ц, и с помощью эталона проверим. (Отвечают по цепочке) |
Включение в систему знаний (2 мин) | 1)мотивировать учащихся на необходимость знания этой темы; 2)зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) определить и согласовать домашнее задание. | Слайд 25. Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома? (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания Ы-И после Ц, предлагается разноуровневое письменное задание: написать мини-сочинение на тему «Цирк», используя слова на изученную орфограмму, составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму, выполнить упражнение № 448 из учебника. |
Рефлексия учебной деятельности (1-2 мин) | 1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке; 2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия; 3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке. | Урок полезен, Все понятно, Лишь кое-что чуть-чуть не ясно, Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Какую цель мы сегодня перед собой ставили? Достигли мы её? Что мы делали, чтобы достичь цели урока? Какое новое знание сегодня открыли? Довольны ли вы своей работой? Слайд 26. Желаю успехов в учёбе! |