Конспект урока русского языка по УМК "Планета знаний". "Лексическое значение слов"
Конспект урока русского языка по УМК "Планета знаний". "Лексическое значение слов"
Тема: «Лексическое значение слова.
Цели урока:
• актуализировать и упорядочить знания учащихся о разделах языкознания, дать представление о разделе науки о языке «Лексика»; познакомить с понятием лексическоезначение слова; сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;
• развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
• создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по УМК "Планета знаний". "Лексическое значение слов" »
Русский язык 3 класс.
Тема: «Лексическое значение слова.
Цели урока:
• актуализировать и упорядочить знания учащихся о разделах языкознания, дать представление о разделе науки о языке «Лексика»; познакомить с понятием лексическоезначение слова; сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;
• развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
• создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
- Ребята! Я рада видеть вас снова на уроке. Думаю, что сегодняшнее наше общение принесет нам радость.
Словарная работа. ( 2 чел. на индивид. досках)
- Будем распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Я называю слова, а вы записываете те, в которых безударную гласную нельзя проверить: блокнот, лесной, деревня, картина, лететь, снежок, километр, листок, компас, альбом, трава, багаж, фиолетовый, цветочный, аппетитный.
Проверка светофорами.
Учитель:
-На какие группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные)
- Знакомство с новыми словарными словами.
-Отгадайте загадки:
Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата) Слайд №1
-Для чего нужна лопата?
Давайте прочитаем, какие слова придумали дети, изображённые на рис. Учебника, с.22, упр.55
-Как назвали дети лопатку? Почему?
- А какое значение на самом деле имеет слово лопата? Где мы можем об этом узнать?( спросить у взрослых, в интернете, в словаре)
-Выяснение значение слова в этимологическом словаре на стр.136 учебника.
- Образуйте однокоренные слова.
Запись: Лопата, лопатка, лопаточка.
Разбор слов по составу.
- как вы дум., кого имел в виду мальчик, назвав себя мыцарем? (рыцарь)
- Что означает это слово? (с. 134) Слайд №2
-Прочитайте на стр. 23 ещё одно словарное слово.
-Какое значение оно имеет?
Толковый словарь Ожегова. Слайд № 3
Гвоздика- 1. травянистое дикорастущее и садовое растение с яркими цветками и (у некоторых разновидностей) с пряным запахом 2. - пряность из сушеных цветочных почек гвоздичного дерева
-Какое задание можете предложить, чтобы запомнить написание этого слова? (составить с ним предложение.)
Запись предложения на доске и в тетр. Разбор его по членам и частям речи.
2. Сообщение темы урока.
- Каждое слово имеет своё значение. Где мы можем узнать о значении слова? ( в словарях)
- Есть такая наука, которая изучает мир слов.
-Кто помнит, как она называется? (Лексика)
Лексис по гречески –слово.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Слайд №4
3. Работа по теме урока.
Лексическое значение слова.
Учитель: Наша задача – расширять свой словарный запас. А что значит узнавать новые слова?
Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Значит, узнать новое слово – значит узнать, понять его лексическое значение.
- Что означает слово ФИЗКУЛЬТМИНУТКА?
- Так давайте отдохнём.
Просмотр видео фрагмента о лексическом значении слов.
Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? ( словарь)
Стр. 22, упр.57
3. Самостоятельная работа.
а) Творческий диктант.
- Узнать слово по толкованию его лексического значения.
Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений ( аквариум)
печатное издание небольшого объема (газета)
безмоторный, летательный аппарат(аэроплан)
прибор для определения температуры воздуха (термометр)