конспект урока русского языка "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и ЦИ"
Конспект урока русского языка "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и ЦИ"
Тема: "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и -ЦИ" тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Основные цели:
1. формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и умение строить способ действий при правописании ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и -ЦИ;
2. развивать интерес к исследовательской деятельности;
3.сформировать способность применять правило и согласованный способ действий при письме орфограммы в сочетании -ЦЫ и -ЦИ;
4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. обобщение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Какими эталонами пользовались при выполнении работы и почему?
(Слайд 4-5)
- Сверимся с работой Ани. (через документ-камеру ) . Есть ошибки?
- Какой заголовок подобрали? (Необычные жильцы. Птенцы. Птицы.)
- Какое сочетание встречается во всех? ( сочетание [Ц Ы] )
− Чем оно интересно? ( В нём всегда твёрдый звук [Ц]). Сегодня вам это пригодится.
− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили орфограммы, особенности звука [Ц]).
− Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на пробное действие)
- Что покажет вам оно? (Оно покажет, что мы пока не знаем)
− Запишите слова с помощью букв: [ ц ы ф р ы ], [п т’ и ц ы] (Слайд 7)
(Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках)
- Что общего у этих слов? (сочетание [Ц Ы])
- Чем эти сочетания отличаются? (В первом слове оно ударное, а во втором безударное. Одно в начале слова, а второе - в конце.)
- Кто задание не выполнил? В чём ваше затруднение? (Я пока не знаю, как правильно написать сочетание [Ц Ы])
- Кто задание выполнил, покажите, что получилось.
(Если варианты записи будут разными, то учитель приглашает выйти к доске двоих учащихся с разными вариантами записи слова)
- Кто написал как, Наташа: птицы, цыфры? Кто написал, как Тёма: птицы, цифры? Есть другие варианты? Каким правилом вы пользовались? (Мы не знаем такого правила)
- Сформулируйте своё затруднение? (Мы пока не можем обосновать свой выбор, назвать правило, по которому записывали слово с сочетанием [Ц Ы])
− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Остановиться и подумать. Разобраться в наших затруднениях.)
3. Выявление места и причины затруднения.(1 мин)
− Какое задание выполняли? (Записать слова буквами: [п т’ и ц ы] и [ ц ы ф р ы ]).
− Задание было для всех одно, а как вы выполнили его? (по-разному)
− В чем затруднение? (Не смогли написать слово с сочетанием [Ц Ы]), не смогли доказать ЦЫ или ЦИ. Там орфограмма, так как есть выбор букв: то ли -Ы, то ли –И? )
− Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила написания орфограммы в сочетании [Ц Ы] и способа действий с нею)
4. Построение проекта выхода из затруднения.(2-3 мин)
− Какова же тогда ваша цель на уроке? (Слайд 8) (Узнать правило написания ударного и безударного сочетания [Ц Ы] и построить способ действия с этой орфограммой)
− Сформулируйте тему урока. (Правописание ударных и безударных сочетаний [Ц Ы] в словах)
- Предлагаю поработать группами со словами, в которых это сочетание есть и согласовать план действий. (Слайд 9)
- Что предлагаете?
1) Прочитать группы слов.
2) Выяснить, что у них общее?
3) Сравнить между собой.
4) Обобщить и сделать вывод.
(если возникнет необходимость: Поясните, что вы на каждом шаге будете делать?)
5. Реализация построенного проекта.(10 -15мин)
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах. Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов формата А4, приложение 1)
(Учитель организует представление результатов. Одна из групп защищает свой проект)
- Согласны? Не согласны? Какие исправления, дополнения, уточнения есть у вас?
-Как предлагаете действовать, чтобы правильно написать сочетания [Ц Ы]
Способ действия:
1. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]
2. Определим в какой части слова оно находится
- Как проверить свое открытие? (Можно посмотреть в учебнике)
− Посмотрите, на какой странице нашли нужную информацию? (на с.23)
(Учащиеся читают правило)
− К какому выводу пришли. (Мы рассуждали правильно)
ЦЫ
[Ц Ы]
ЦИ , кроме цыц, цыганка, цыплёнок…
- Что ещё узнали? (Некоторые слова нужно запомнить, например: на цыпочках, цып-цып)
- Верно. Учёные называют их СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ, так как они не подчиняются правилу. Не хотите сделать дополнение в наш способ? (да, хотим)
Способ действия:
1. Исключение или нет?
2. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]
3. Определим в какой части слова оно находится
4. Делаем выбор
-Правильно ли я вас поняла, что слова-исключения надо запомнить? Когда я училась в школе, то заучивали такое двустишие: (Слайд 11)
Цыган на цыпочках стоит
И «цыц» цыплёнку говорит.
или
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
- Запишите любую фразу и обозначьте орфограмму в сочетании [Ц Ы]
- Можем ли мы теперь справиться с затруднением в пробном действии? Как же правильно писать слово [ ц ы ф р ы ] и [п т’ и ц ы] и почему? (Пишется ЦИФРЫ, так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ и сочетание [Ц Ы]находится в корне слова. Пишется ПТИЦЫ, так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, и сочетание [Ц Ы]находится в окончании слова.)
− Что вы можете теперь делать? (Писать правильно слова с сочетаниями ЦЫ или ЦИ.)
ФИЗМИНУТКА (1-2 мин)
(Если слово-исключение-три хлопка, если ЦЫ в окончании слова - три прыжка, если [Ц Ы] в корне слова-присесть: порция, сестрицы, цып-цып, концы, нарцисс, цыганочка, бойцы, циркачи, стрельцы, циркуль, цыкнуть )
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5 мин)
− Поработаем в парах. Р/т «Потренируйся», с. 26 № 30
Запишите слова, обозначьте орфограмму.
(Учащиеся работают в тетрадях, по очереди в паре комментируют)
- Какие затруднения были? Как решили?
− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(4 мин)
− Работаем по вариантам. Прочитайте задание. Есть вопросы?
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Самопроверка проводится по образцу). (Слайд 12)
- Какую работу будет выполнять сейчас «зелёная» ручка (сверять и оценивать)
+всё верно
? не так как в образце
- У кого все плюсы? Где поставили вопрос? Как рассуждали?
− Каким правилом пользовались? (Под ударением в окончании слова пишется -ЦЫ, а в корне слова -ЦИ, кроме слов-исключений)
− Оцените свою самостоятельную работу. (Я отлично справился с заданием, потому что понял как действовать в сочетании [Ц Ы].
Я не очень хорошо усвоил новый способ, ПОКА допускаю ошибки)
- Сделайте вывод. (Нам нужно еще потренироваться в применении правила)
8. Включение в систему знаний и повторение.(5-6мин)
− Что нужно знать, чтобы правильно написать слова сочетаниями ЦЫ, ЦИ? (Нужно знать правило написания и запомнить слова - исключения)
(слайд 12)
- Где это знание вы можете применить? (в записках, телеграммах, СМС, рецептах, поздравлениях, диктантах, изложениях, сочинениях и т.п)
- Предлагаю письмо по памяти. (Слайд 13)
- Прочитайте орфографически несколько раз первую часть рифмовки, которую я нашла в интернете .
На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы,
- Запишите по памяти
- Прочитайте орфографически несколько раз вторую часть.
А на арене молодцы
Надели на цыплёнка панцирь.
- Запишите по памяти.
- Проверьте себя с помощью эталона. (Слайд 14)
- Кто допустил ошибку, но исправил?
- У кого ошибок не было в сочетании [Ц Ы] ?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2-3 мин)
− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило написания и построить способ действия при написания сочетания [Ц Ы] в словах.)
− Удалось ли достичь цели?
− Оцените свою работу на лестнице УСПЕХА. (Слайд 15)
− Что предлагаете сделать дома, чтобы затруднения исчезли? (Выучим правила, повторим способ действия и потренируемся)(Слайд 16)
- Прочитайте варианты домашнего задания. Какое задание выбираете и почему?