Этапы урока | Содержание | Универсальные учебные действия |
1. Орг. момент | Встаньте ровно. Зажмурьте крепко глаза – откройте их. Вытяните прямо руку вверх и громко скажите «И» три раза. Звук «И» создает колебание в коре головного мозга, очищает каналы. И наш мозг готов к работе. Сегодня нас ждет очень интересная работа. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. А что это за секреты вам придется раскрывать, узнаете чуть позже. | Личностные УУД: -учебно-познавательный интерес |
2. Словарная работа | Внимание на слайд! -Знакома ли вам эта птичка? Кто это? Запишем слово с новой строчки, выделим орфограмму. Назовите орфограмму, которую вы выделили в этом слове. Что это за птичка? -
Запишем слово, выделим орфограмму. Какую орфограмму выделили в этом слове? А под № 3, что за птичка? -
Запишем слово, выделим орфограмму. Какую орфограмму выделили? - Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (сочетание –оро-). -Что еще объединяет эти слова? (словарные, птицы – зимующие, имена существительные, одушевленные, трехсложные) (они словарные) (Читаем внимательно слово. Ставим в слове ударение. Правописание непроверяемых безударных гласных запоминаем. Написание непроверяемых безударных гласных в корне слова следует проверить по орфографическому словарю. | Познавательные УУД: -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выделять существенную информацию для решения поставленной задачи. |
3. Актуализация знаний | Учитель: МУХОЛОВКА Запишем это слово на следующей строке по середине и с большой буквы. Выделите корень в этом слове. А я пойду и посмотрю, как вы с этим заданием справились. (документ камера) - Я увидела в тетрадях учеников следующее… (МУХОЛОВКА, МУХОЛОВКА) | Коммуникативные УУД: -использовать речь для регуляции своего действия Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника. Коммуникативные УУД: -допускать возможность существования у людей разных точек зрения Познавательные УУД: -строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
4. Цели урока | -Давайте определим цели урока. 1) Хочу узнать, сколько корней в слове МУХОЛОВКА. -Кто такую же цель для себя поставил? 2)Хочу узнать, как называются такие слова. 3) хочу узнать правило правописания таких слов. 4)Хочу пополнить свой словарный запас новыми словами и расширить свой кругозор. | Коммуникативные УУД: - договариваться, приходить к общему мнению. Личностные УУД: -широкая мотивационная основа учебной деятельности |
5. Тема урока | (ловит мух) МУХ ЛОВИТ ЛОВИТ МУХ Какой корень в слове ловит? (лов) Выделяем. Подбираем однокоренные слова. Запишем слово в тетради, выделяем в слове корень. Скажите, а какой корень в слове МУХА? Подберите однокоренные слова. (мушиный, мушечка, мушка) МУХОЛОВКА МУХОЛОВКА Кто ставил цель узнать, сколько корней в слове МУХОЛОВКА? Кто уже достиг своей цели? Ребята, а как вы думаете, как можно назвать такие слова? А где мы можем об этом узнать, правы мы или нет? (в учебнике) На странице 106 прочитаем об этом. Правы были мы? Что то новое в выводе для себя узнали? Почему эти слова так назвали? (сложили из двух слов) Какой цели мы сейчас достигли? (узнали, как называются эти слова, узнали правило) (сложные слова) Запишем в тетради тему урока. | Коммуникативные УУД: -договариваться, приходить к общему мнению |
6. Планируемые результаты 7. Средства достижения | Чему вы хотите научиться на этом уроке? При помощи каких средств мы будем достигать этих целей? (информация из учебника, информация от учителя, из презентации, свои знания) | Регулятивные УУД: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации |
8. Оценочная деятельность | Отметьте на отрезке тот объём, который соответствует вашим знаниям по этой теме на данном этапе урока.
| Личностные УУД: -способность к самооценке. |
9.Физминутка | Ребята, сейчас мы проведем с вами гимнастику для глаз, разработанную Пекинским институтом детского здравоохранения, доктором традиционной медицины Ше Я Линем. 1)Упражнение первое Легкое нажатие точки Цинмин. Для этого большими пальцами обеих рук – левой рукой слева, правой рукой – справа – слегка надавливать эти точки в сторону переносицы. Здесь есть небольшая впадина на кости. 2) Круговой массаж орбиты глаза. Большие пальцы обеих рук устанавливаются с двух сторон лица на точке Тайян. Держа большие пальцы на точке тайян, производить массаж вокруг глаз. 3) Упражнение третье. Легкое надавливание точки Сыбай указательными пальцами обеих рук. Начинаем двигаться от середины глаза вниз, до впадины на кости. 4) Упражнение четвертое. Делаем «Сухое умывание». Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и по точке тайян сбоку | Личностные УУД: -установка на здоровый образ жизни. |
10. Открытие нового знания. | (научиться находить эти слова в тексте) УЧИТЕЛЬ: Чтобы эту работу научиться выполнять правильно и быстро необходимо составить алгоритм для определения сложных слов. Эту работу мы выполним в группах, но вначале вспомним, правила поведения в группах: 1. Называть друг друга по имени. 2. Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга. 3. Уважительно относимся к мнению других. Определяю количество корней в слове Читаю слово Пишу слово, выделяю корень (корни) Подбираю однокоренное слово (слова) Нахожу корень (корни) в слове Нахожу орфограмму правописания буквосочетаний – жи –ши Нужно будет ознакомиться с содержанием. Используя карточки вам надо составить алгоритм для определения сложных слов. Выполним эту работу в группах. Время выполнения 4 минуты. - Посмотрите, какой алгоритм у вас получился. \ 1. Читаю слово. 2. Нахожу корень (корни) в слове. 3. Подбираю однокоренное слово (слова). 4. Определяю количество корней в слове. 5. Пишу слово, выделяю корень (корни). Нахожу орфограмму правописания буквосочетаний –жи -ши А можете ответить, почему лишняя? Прочитаем, как будем действовать при определении сложных слов. | Познавательные УУД: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Познавательные УУД: -использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения поставленных задач; -обобщать, выводить общность для целого ряда объектов. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи. |
11. Первичное закрепление. | БЕЛОБРОВИК Сделайте свое предположение, почему ее так назвали? Давайте посмотрим на изображение этой птички. - верно ли наше предположение? (белобровик представитель рода дроздовых, очень любит ягодки боярышника и рябины). А теперь поработаем в парах. Кукушка; черноголовка 1-й вариант берет первое слово и работает по алгоритму. 2-й вариант берет второе слово, так же работает по алгоритму. Слова в тетрадь не записываем, работаем на листочках. Время 2 минуты ПРОВЕРКА: Было ли сложное слово в задании? Назовите его. Почему вы решили, что оно сложное? Назовите корни в этом слове? А кто догадался, кто такая черноголовка? Сделайте свои предположения, почему ее так назвали? Давайте посмотрим на изображение этой птички. | Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
| | |
12. Физминутка | Прежде чем выполнить самостоятельную работу проведём физминутку. - По периметру класса развешаны карточки. Синего цвета для мальчиков, красного для девочек. - Ваша задача, найти карточки, где будут записаны сложные слова и показать номера этих карточек. (в руках у детей карточки с номерами) Правильные ответы: МАЛЬЧИКИ: 2-4 ДЕВОЧКИ: 2-3 №3 ЛЕСОРУБ № 4 ВОДОПАД №2 КАМНЕПАД № 4 ГОРОД №2 ПЕШЕХОД №1 ПОХОД | . Личностные УУД: -установка на здоровый образ жизни. |
14. Самостоятельная работа | (научимся находить эти слова в тексте) УЧИТЕЛЬ: В больших конвертах листы с заданием, достаем листы. (разноуровневые задания) Два задания на выбор. Задание для первой группы. Из группы слов найти сложные слова, выделить в них корни. Работу выполняем на карточках. Задание для второй группы более сложное. Вам надо будет найти в тексте сложные слова и выделить в них корни. Задание для первой группы: Найти сложные слова, выделить в них корни. (Снегопад, пылесос, перелесок, мясорубка, сенокосилка, головастик, холодильник, долгоносик, глазомер, переход) Задание для второй группы: Найти в тексте сложные слова и выделить в них корни. ЗОЛОТЫЕ ЛИСТОЧКИ ЗАКРУЖИЛИСЬ В ВОЗДУХЕ. ЭТО ЛИСТОПАД. ПОХОЛОДАЛО НА УЛИЦЕ. КОЛОСИТСЯ В ПОЛЯХ РОЖЬ. МОЛОДАЯ ЛИСИЧКА ПРОБЕЖАЛА ПО ТРОПИНКЕ. Определились с заданием? Кто выбрал задание под №1? А кто выбрал задание под №2? Время выполнения работы 2 минуты. Желаю удачи! - Кто выполнял задание под № 1? - Внимание на слайд! ( ( самопроверка) ПРОВЕРКА Снегопад, пылесос, мясорубка, сенокосилка, долгоносик, глазомер - Кто выполнял задание под № 2? - Встретились ли у вас в тексте сложные слова? - Есть желающие зачитать сложные слова, которые вы нашли в тексте? - Я предлагаю озвучить свой вариант и оценить свою работу - Какую цель мы сейчас достигли? - А ты какую цель ставил(ла)? - Достиг своей цели? | Личностные УУД: -способность к самооценке |
15. Итог урока | -Вернемся к теме сегодняшнего урока. Назовите ее. -Какие слова называются сложными? - Какие цели вы ставили в начале урока? -Кто достиг своей цели? - Что помогло вам в этом? -Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? -Где мы можем применить новые знания? - А теперь отметьте на отрезке, тот объём, который соответствует вашим знаниям по этой теме на данном этапе урока? -А кто из вас догадался, почему столько внимания мы сегодня уделили нашим пернатым друзьям? -Чем конкретно мы с вами можем помочь птичкам? -На земле около 9 тысяч видов птиц. И роль их велика в нашей с вами жизни. Много очень гибнет птиц, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. На уроках окружающего мира мы продолжим с вами беседу о птицах. А сейчас предлагаю познавательную рубрику «В мире интересного». Сообщение подготовили Богдан и Володя. Это Тихоокеанская чайка. Птицы этого вида, обитающие на территории Южно-Камчатского заказника, необычны – они живут на озере Курильском почти в 60 км от моря и ежедневно летают за тридевять земель за кормом для птенцов. Тихоокеанские чайки сооружают довольно массивные гнезда из сухой травы. Высиживают яйца в основном самки, а самец находится поблизости, охраняя территорию и добывая пропитание. В июне появляются птенцы, мать и отец кормят их по очереди, а через полтора месяца молодежь начинает добывать пропитание самостоятельно. Питаются: водорослями, ягодами и другими частями растений, благодаря отличному зрению на рыбу нападают с воздуха, так как замечают добычу с довольно большой высоты. Самый опасный враг – бурый медведь, который в одиночку за несколько дней может уничтожить гнезда большой колонии. -Какое слово для нас интересно, относительно темы нашего урока? (Тихоокеанская) -Почему? (сложное слово) - Почему вы решили, что оно сложное? - Назовите корни в этом слове? - Какие слова называются сложными? - А какую цель ты для себя ставил на урок, Богдан? - Достиг ли ты своей цели? Краснолицый баклан. Гнездятся на морских побережьях южной части полуострова Камчатка. В июне появляются до 8 птенцов. В насиживании и выкармливании потомства принимают участие оба партнера. На зиму часть бакланов остается в пределах области гнездования, но большинство птиц откочевывает к югу. Основу питания составляет рыба (мойва, песчанка, бычковые и ракообразные). Современная численность на полуострове оценивается в 2000 пар. -Какое слово для нас интересно, относительно темы нашего урока? (краснолицый) -Почему? (сложное слово) - Почему вы решили, что оно сложное? - Назовите корни в этом слове? - Какие слова называются сложными? - А какую цель ты для себя ставил на урок, Володя? - Достиг ли ты своей цели? | Познавательные УУД: -осуществлять синтез как составление целого из частей; -устанавливать причинно-следственные связи. |
16. Рефлексия | | Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика». |
Домашнее задание | на выбор обучающихся: 1)страница 105, № 124; 2) найти значение слов : горихвостка, трясогузка, шилоклювка; 3) составить кроссворд со сложными словами. | |