А) мозговой штурм - Объясните мне расстановку знаков препинания в первых двух строках Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках. (причастные обороты) Б) сообщение темы урока - Давайте обратимся к еще одному отрывку из стихотворения. Еще вчера, на солнце млея, Последним лист дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным ковром. – Есть ли в предложении причастный оборот? Слово какой части речи входит в оба подчеркнутых выражения? – Прочитайте. Найдите деепричастие в данном стихотворении – Что стоит рядом с ним в предложении? – Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию? – Какие знания помогли вам сделать такой вывод? - Значит тема нашего сегодняшнего урока "Деепричастный оборот" откройте тетради запишите число и тему урока. В) сообщение цели урока - Перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте поставим перед собой цель что мы будем сегодня делать? 1. Дать понятие о деепричастном обороте; 2.Находить деепричастные обороты в предложениях; 3.Правильно расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах. Знакомство с критериями оценивания (слайд), с листом самооценивания Я могу | уверен | не совсем уверен | сомневаюсь | 1.находить деепричастные обороты в предложениях | | | | 2.объяснить постановку знаков препинания при дееприч. оборотах | | | | 3.различать причастные обороты от деепричастных | | | | 4. определять вид деепричастия | | | | Моя оценка за урок | Имя | Г)введение в тему урока (теоретическая часть) - А сейчас обратите внимание на экран и попробуйте составить предложение с деепричастным оборотом. Дети, гуляя в лесу , собирают листья. -Попробуйте переставить деепричастный оборот местами. Гуляя в лесу, дети собирают листья. Дети собирают листья , гуляя в лесу. -Какой вывод можно из этого сделать? -Сформулируйте правило. Что такое деепричастный оборот? Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом. -Чем отличаются причастные обороты от деепричастных? Улыбаясь, малыш заснул. - Что вы можете сказать об одиночных деепричастиях? Есть ли сходство между одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами? (обособляются запятыми) Мальчик читал лёжа. - Не обособляются одиночные слова молча, сидя, стоя, лёжа, нехотя, шутя, так как по значению они приближаются к наречиям. - Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова, имеющие форму деепричастий. Д) практическая часть Стратегия "Башня идей"(взаимопроверка) Задание №1: Поставьте деепричастный оборот в начале, в конце и в середине предложения, подчеркните и расставьте знаки препинания. 1гр. Сестра желая отвлечь меня начала рассказывать сказку. 2гр. Прочитав письмо он решил срочно ехать к бабушке. 2. Парная работа (по стратегии "Настенная галерея") 1 пара. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот. 1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. 2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. 3)Пригнув к земле шею и голову, прямо на неё шёл серый гусь. 2 пара. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота. 1. Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. 2.Он отвернулся и нехотя ответил. 3.Вернувшись домой, Марат лёг отдохнуть. 3пара.Закончите предложения 1. Приехав в деревню… 2. Возвращаясь домой... 3. Выйдя на улицу… 4пара. Замените глаголы деепричастиями; запишите предложения с деепричастными оборотами. 1.Снег ложится на землю и покрывает её пушистым ковром. 2.Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 3.Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса. 5 пара. Найдите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены) 1. И день и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. 2. Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. 3. Ребята скрепя сердце согласились со мной. 4.Белоснежные чайки весело покрикивали гоняясь одна за другой. 6 пара. Замените глаголы деепричастиями, прибавьте к ним зависимые слова Образец: сверкать- сверкая оружием. Напевать , прийти, держать 7 пара. Расставьте недостающие знаки препинания. Днём жара, ночью мороз. Скалы лопаются дробятся сыплются. Текут наподобие рек каменные потоки. Вчера случился сильный ветер. Покатились вниз запрыгали камни дымя ревя грохоча сметая всё на своём пути. Долго гудело в ущельях эхо, дрожало от ударов земля. Но отбарабанил каменный дождь, и опять тихо. 3.Взаимопроверка (оценивание смайликами) |