Работа с учебником.(стр. 55, параграф 17). Закрепление материала – выполните упражнение 90 (1ч.) у доски и в тетрадях (найдите и подчеркните подлежащее, определите, какой частью речи они выражены). Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения. Лиса семерых волков проведет. Никто не судья в своем деле. Мокрый дождя не боится. Сказать – смешно, утаить – грешно. Утопающий хватается за соломинку. Семеро одного не ждут. Одно нынче лучше двух завтра. Ленивый сидя спит, лежа работает. .(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., усложнено однор. сказ., полное). Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 3. Слово учителя. Ребятам из кружка «Юный Грамотей» встретилась пословица «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха» (слайд), и их мнения по поводу подлежащего разошлись. Олег говорит: - Сторона - подлежащее, мать – сказуемое. -Ошибаешься,- возразил Юра. -Подлежащее выражено двумя словами: «родная сторона». -Как это двумя?- возмутился Олег… -А как вы думаете, ребята, кто из них прав? Почему? -Прав Юра, т.к. неразложимое словосочетание « родная сторона» можно заменить словом «Родина». 4. «Собери пазл». Самостоятельно соедините части предложения по вариантам, выделите подлежащие, определите, чем они выражены. (слайд) 1 вариант 1. В поле вышли Родине служить. 2. Пятью пять- а неученье-тьма. 3. Ученье-свет от мала до велика. 4. Жить- двадцать пять. 2 вариант 1. Смелый к победе поет и бродит осень. 2. Один за всех, всегда пригодиться. 3. Учиться- стремится. 4. Незримо по лесам все за одного. Учитель проверяет работы выборочно. Слово учителя. Обратите внимание на предложение «Смелый к победе стремится». Здесь прилагательное употреблено в значении существительного, оно перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую). 5. «Перезагрузка». (слайд) Перепишите предложения, заменяя выделенные слова причастием или прилагательным в значении существительного, выделите грамматические основы предложений 1) Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы. 2) Те, кто присутствовал на репетиции, горячо поздравили режиссера. 3) Те, кто находился в театре, аплодировали артистам. 4) Те, кто был в дозоре, внимательно осматривали окрестность. 6. Работа с учебником (стр. 56). Выполните упражнение 92 (устно). Употребите в роли подлежащего: около двухсот человек много (мало, несколько) болельщиков горошек душистый мы с другом кормить завтраками 7. «Эстафета» Работа по карточкам в парах (устно). Определите, чем выражено подлежащее в представленных предложениях. Наступило роковое послезавтра. (наречие) Семь бед – один ответ. (словосочетание) Учиться всегда пригодится. (глагол) Большое видится на расстоянии. (имя прилагательное) Это было десять лет назад. (местоимение) Читающая сидела у окна. (причастие) Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.(междометие) «В» является предлогом. (предлог) «Не» с глаголами пишется раздельно. (частица) Бабье лето – прекрасная пора. (фразеологизм) | 1.Изучают статью в учебнике. 2.Выполняют письменно упражнение у доски, комментируют выделение подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выполняют синтаксический разбор предпоследнего предложения. 3. Работают на понимание учебного материала (аудиальный канал восприятия). 4.Выполняют самостоятельную работу по вариантам. 5.Выполняют письменно упражнение на местах, комментируют образование подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выделяют грамматические основы предложений. 6. Изучают статью в учебнике, отрабатывают навыки составления предложений с разными подлежащими. 7. Определяют устно, чем выражены подлежащие на карточках, передавая слово любой другой паре (эстафета). |