- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
№ | Пказатели эффективности урока | Оценка 0 – отсутствие элемента, 1 – удовлетворительно, 2 – хорошо, 3 – отлично |
1. | Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания) | x |
1.1 | Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся и (или) постановка целей урока обучающимися самостоятельно. | |
1.2 | Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно) | |
1.3 | Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом. | |
1.4 | Постановка общей цели урока и (или) частных задач к каждому этапу. | |
2. | Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию. | x |
2.1 | Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс. | |
2.2 | Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся. (Все ли запланированные шаги реализованы?В чём заключается развитие?) | |
2.3 | Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и (или) оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу. | |
2.4 | Организация и (или) реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование,конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.) | |
2.5 | Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания. | |
3. | Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся. | x |
3.1 | Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК) | |
3.2 | Дифференциация и (или) индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму. | |
3.3 | Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.) | |
3.4 | Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия. | |
4. | Создание на уроке условий для активной учебно – познавательной деятельности обучающихся. | x |
4.1 | Реализация на уроке компонентов учебно – познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка). | |
4.2 | Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) | |
4.3 | Формулирование и (или) решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную (не репродуктивную) деятельность обучающихся. | |
4.4 | Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. | |
4.5 | Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения. | |