Просмотр содержимого документа
«Лингвистические словари»
« Лингвистические словари»
4 класс
Цели и задачи урока:
Расширить знания о словарях, их названиях и назначении.
Обучать работе с различными словарями.
Научить использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Развивать память.
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.
Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Воспитывать бережное отношение к языку, слову, как к национальной ценности; осознание личной ответственности за красоту и правильность речи.
Интерактивный материал:
Презентация к уроку;
Карточки с учебными заданиями для работы в группах;
Ход урока
1. Целеполагание
Задачи урока:
познакомиться с различными видами словарей;
научиться работать со словарями;
выяснить, зачем нужны словари.
2 главных вопроса урока:
Зачем нам нужны словари?
Пригодятся ли они в жизни?
С помощью учителя учащиеся составляют план действий на уроке.
План работы:
1.Вспомнить, что называется словарём;
2. Какие бывают словари;
3. Познакомиться со словарями;
4. Какую информацию можно получить из разных словарей;
5. Поработать со словарями, выполнить задания;
6. Подвести итог.
2. Объяснение новых понятий для успешной работы на уроке
На доске новые слова:
Лингвистика – наука, изучающая древние и современные языки.
Фразеология-
1. Наука об устойчивых сочетаниях слов;
2. Вся совокупность устойчивых сочетаний данного языка.
Этимология – наука о происхождении слов.
Орфоэпия - наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
3. Открытие нового знания
Чтение учебника с. 83-84
1. Определение понятия «словарь».
Вспомним, что называется словарём.
Словарь – это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений и сочетаний с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
Учитель сообщает о том, что существуют и другие виды словарей, о которых учащиеся узнают позже.
4. Словарная работа
Я даю толкование слов, а вы записываете одним словом, о чём я веду речь. Ставим ударение в словах и определяем, какой буквой обозначен безударный гласный.
-разговор, деловой или задушевный (беседа);
-периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное(газета);
- изображение какого – либо человека или группы людей в живописи, скульптуре или фотографии (портрет);
- таблица, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели (календарь);
Проверка выполнения задания.
Скажите, где я могла взять толкования слов, которые вам зачитывала? (В толковом словаре)
Как сказать одним словом, какие слова в результате вы написали?
Почему эти слова называются словарные? Куда вы могли заглянуть, чтобы проверить правильность написания слов? ( В орфографический словарь)
5. Физкультминутка
6. Практическая работа
4. Знакомство с тем, какую информацию содержит каждый словарь.
5. Поработать со словарями, выполнить задания;
Работа в группах: выполнение задания на карточкам.
( Смотри приложение 1)
Учащиеся делятся на группы, выбирают ответственного за выполнение задания. Вспоминают план работы в группе. Повторяют под руководством учителя план работы в группе. ( Приложение 2)
Учащиеся работают в группах, определяют назначение каждого словаря. Выполняют задания.
Назначение словарей:
1. Словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и часто сопровождающий толкование слов примерами их использования.
2. Словарь, который содержит сведения о происхождении слов.
3. Словарь, который объясняет значения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).
4. Словарь, который содержит сведения о правописании и произношении слов.
5. Словарь, в котором coдepжaтcя cлoвa в aлфaвитнoм пopядкe, кaждoe cлoвo нaпиcaнo в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными нopмaтивaми, c yдapeниeм, a ecли мoгyт вoзникнyть cлoжнocти c oкoнчaниями, пpивoдятcя и paзличныe иx вapиaнты.
6. Словарь, в котором объясняются понятия, даются справки о знаменитых людях, сведения о городах, странах, исторических событиях.
Проверка теста (слайд 17)
7. Рефлексия, подведение итога урока.
Подведём итог урока:
Удалось выполнить план, намеченный на урок?
Получили навыки работы со словарями?
С какими словарями учились работать?
Понравилась ли вам такая работа?
Нужно ли уметь работать со словарями? Зачем?
Зачем нам нужны словари?
Пригодятся ли они в жизни?
Проведите самоанализ, закончите предложения:
Мне важно уметь работать со словарями, потому что …