Конспект урока русского языка, составленный для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.
На уроке используются развивающие технологии коррекционного обучения: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный этап | Проверяет готовность учащегося к уроку. Аутогенная тренировка -Закрой глаза, повторяй за мной. -Запиши в рабочей тетради: число, классная работа. | Настраивается на активную работу на уроке. +У меня хорошее настроение. Я уверен в себе. Я могу быть усердным и терпеливым. Я умею красиво писать. Я буду предельно внимателен на уроке. Выполняет запись в тетради. | Регулятивные: использует навыки самоорганизации |
Каллиграфическая минутка | Просит прописать в тетради буквосочетания: ол ов ор ев ед Игра «Собери слово» Словарная работа с непроверяемыми написаниями в словах: олимпиада, соревнование, медаль -На какую тему все эти слова? -Какие олимпийские виды спорта ты знаешь? | Прописывает буквосочетания в тетради. Собирает слова из букв, работает с электронным заданием, выполненным в программе SMART (приложение 1) Записывает слова в словарик, подчеркивает непроверяемые написания. (слайд 1) +Спорт +Фигурное катание, горнолыжный спорт, хоккей, бадминтон, баскетбол, бокс и т.п. | Предметные: владеет навыками каллиграфически правильного письма; умеет собирать из предложенных букв слова Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности. |
Коррекционно-развивающая работа | Упражнение «Попробуй повторить» 1. - Я назову несколько слов, а ты постарайся их запомнить: спорт, сила, бодрость, здоровье, молодость, красота, движение, развитие. Просит повторить через 15 секунд. 2. Затем аналогично проводится упражнение на запоминание фраз:. спортсмен тренируется, чемпион радуется, игра продолжается, зритель волнуется, вратарь готовится, фигурист катается. | Слушает и запоминает слова. Повторяет слова, как запомнил. Слушает и запоминает фразы. Повторяет фразы, как запомнил. | КРН Цель 1-ого упражнения: развитие слуховой памяти. Цель 2-ого упражнения: развитие слуховой и смысловой памяти . |
Актуализация знаний | На доске записаны словосочетания: пошёл за спортсмен…м, вспоминала о медал… готовились к олимпиад… -В форме какого числа употреблены данные существительные? -От чего зависит выбор правильного окончания у имен существительных единственного числа? -Назови типы склонений, приведи примеры слов каждого типа склонения. -Я называю слово, а ты определяешь, к какому типу склонения оно относится, и поднимаешь соответствующую карточку: команда, медаль, финиш, олимпиада, чемпионка, соревнование, мишень, атлет, поражение, игра, турнир, планка, дистанция, метание. -Какие слова-помощники можно использовать для проверки? -Определи, какие гласные нужно вставить в окончания данных существительных. Как будешь рассуждать? Подведение к теме урока. На доске словосочетания: думал о соревновани…х, любовались кубк…ми добивалась рекорд…в -В форме какого числа употреблены данные существительные? | Читает словосочетания +В форме единственного числа. +От того, к какому склонению относится слово, в каком падеже употреблено. +1 скл. – сущ-е жен. и муж. рода на -а, -я: картина, дядя. 2 скл. – сущ-е муж.рода с нулевым окончанием и ср.рода на -о, -е: месяц, май, молоко. 3 скл. – сущ-е жен.рода с мягким знаком на конце: ель, дичь. Воспринимает существительные на слух, определяет тип склонения, поднимает карточку: 1, 2, 3. +Для сущ-ных 1-ого скл. – рука, для сущ-ных 2-ого скл. –двор, конь, для сущ-ных 3-его скл. – степь. Выполняет словесный отчет «Как я буду выполнять задание». (КРН) Поставлю имя существительное в начальную форму (вопрос кто? что?), определю склонение. Задам к существительному вопрос, определю падеж существительного Чтобы определить гласную букву, использую слово-помощник. Употреблю слово-помощник в форме того же падежа и определю безударную гласную (слайд 2) Записывает словосочетания в тетрадь, комментируя свои действия. Читает словосочетания +В форме множественного числа? | Предметные: умеет определять, в форме какого числа употреблено существительное; знает типы склонений, умеет определять тип склонения имен существительных; умеет определять падеж имени существительного, определять безударную гласную в падежном окончании существительного единственного числа. Регулятивные: использует изученный алгоритм рассуждений для решения орфографической задачи Коммуникативные: грамотно строит предложения при решении орфографических задач. Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности Предметные: умеет определять, в форме какого числа употреблено существительное. |
Создание проблемной ситуации учителем | Прием создания проблемной ситуации: вопрос, порождающий затруднение. -Как ты думаешь, можно ли для решения новой орфографической задачи использовать тот же способ, что и при выборе гласной в безударных окончаниях существительных в единственном числе? (слайд 3) | Встретился с затруднением, так как материал новый. | |
Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Подводит учащегося к определению темы урока (слайд 4), постановке задач урока. Уточняет, дополняет формулировки учащегося. | Определяет тему урока. Формулирует задачи урока под руководством учителя. | Регулятивные: умеет определять тему и ставить задачи на урок, пользуясь помощью учителя Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач. |
Физкультминутка для органов зрения | С целью подготовки к работе с таблицей. Предлагает ученику электронный зрительный тренажер (зарядка для глаз). Автор: Еремеева Елена Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории г.Омск (слайды 5, 6) | Следит глазами за точкой на экране. | |
Поиск решения проблемы – открытие нового знания | Использует подводящий диалог (цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем). -Рассмотрим таблицу окончаний. -Какие гласные спорят в падежных окончаниях существительных множ. числа? -Смотрим 1-ое склонение. -Устно просклоняй существительные «страны», «руки» и сравни окончания. -Что ты можешь сказать об окончаниях существительных? -Какой можно сделать вывод? (Подводит учащегося к правильной формулировке.) - Смотрим 2-ое склонение. Какие гласные спорят в падежных окончаниях существительных множ. числа? -Устно просклоняй существительные «столы», «дворы» и сравни окончания. -Что ты можешь сказать об окончаниях существительных? -Какой можно сделать вывод? (Подводит учащегося к правильной формулировке.) -Смотрим 3-ое склонение. Что ты можешь сказать о спорящих гласных? -Устно просклоняй существительные «пустыни», «степи» и сравни окончания. -Что ты можешь сказать об окончаниях существительных? -Какой можно сделать вывод? (Подводит учащегося к правильной формулировке.) -Какой вопрос стоял перед тобой до изучения новой темы? -Как ты ответишь на этот вопрос? (Подводит учащегося к правильной формулировке.) -Обрати внимание, эти слова находятся в рамке на стр.41. | Работает с таблицей на стр. 40. + Выполняет склонение имен существительных. +Окончания совпадают. +Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 1-ого склонения во множественном числе, можно использовать существительное «руки», употребив его в форме того же падежа. + Выполняет склонение существительных устно. +Окончания совпадают. +Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 2-ого склонения во множественном числе, можно использовать существительные «дворы», «кони», употребив их в форме того же падежа. + Только один вариант склонения существительных 3-его склонения множ.числа. Выполняет склонение существительных устно. +Окончания совпадают. +Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 3-его склонения во множественном числе, можно использовать существительное «степи», употребив его в форме того же падежа. Повторяет формулировку вопроса. +Для решения новой орфографической задачи можно использовать тот же способ, только существительные нужно употреблять во множественном числе: руки, дворы, кони, степи. (слайд 7) Рассматривает слова в рамке. | Познавательные: формирование нового знания о падежных окончаниях существительных 1-ого, 2-ого и 3-его склонений множественного числа; формирование умения выполнять склонение имен существительных множественного числа; формирование нового знания о проверочных словах, используемых для решения новой орфографической задачи. Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности; совершенствовать навык работы с таким источником информации как учебная таблица. Коммуникативные: грамотно оформляет мысль при формулировке правил; корректно строит речь при решении коммуникативных задач. |
Физкультминутка на снятие общего утомления | -Представь, что совсем скоро тебе придется выступать на олимпийском стадионе. Тебе нужно размять тело перед ответственным прыжком. Встань около парты и выполни следующие упражнения: Присядь Встань Встань на носки Потянись вверх Присядь Наклонись влево Наклонись вправо Прогнись назад Постой на правой ноге, согнув левую ногу в колене Наклонись вперед Постой на левой ноге, согнув правую ногу в колене Согнись и коснись руками пола Повернись влево Повернись вправо Попрыгай на левой ноге Попрыгай на правой ноге Попрыгай на обеих ногах Выпрямись Сядь на место | Выполняет соответствующие движения. | |
Применение нового знания на практике | 1.-Выдели падежные окончания имен существительных во множественном числе, при проверке которых можно использовать формы проверочных слов: руки, дворы, степи. Сверху подпиши тип склонения и падеж. 2.Исправь ошибки в падежных окончаниях имен существительных множественного числа. | Выполняет задание упр.1 тетради на печатной основе. Работает с текстом на карточке. (приложение 2) Самостоятельно исправляет ошибки, затем читает текст вслух. | Предметные: находит существительные в форме множественного числа; умеет определять тип склонения и падеж существительных; умеет обосновать употребление безударной гласной в падежном окончании, используя для этого проверочное слово. Регулятивные: использует изученные способы действий при выполнении учебного задания . Познавательные: формирование нового знания об истории Олимпийских игр. |
Физкультминутка для кистей и пальцев рук (коррекция мелкой моторики) | С целью подготовки пальцев к письму. Похлопай в ладоши. Постучи в кулачки. Покатай карандаш между ладонями. Помассируй концом ручки подушечку каждого пальца. | Готовит пальцы рук к письму, выполняя действия, рекомендуемые учителем. | |
Первичное закрепление | 1.-Просклоняй во множ.числе существительные: олимпиады, рекорды, медали. -Что нужно сначала определить? -Как это сделать? -Выполняя задание, не забывай сверять окончания слов с образцами таблицы и использовать проверочные слова. Предлагает выполнить самопроверку. (слайд 8) -Оцени трудность выполненного тобой задания. | Выполняет письменное задание упр.104 +Тип склонения существительного. +Нужно поставить существительное в форму единственного числа и посмотреть, на что оканчивается слово. Устно выполняет склонение существительных, а затем самостоятельно записывает. Выделяет падежные окончания имен существительных. Сверяет каждое слово с записью на слайде. (КРН) Использует обозначения: +, ±, -. | Предметные: умеет выполнять склонение существительных. Регулятивные: использует изученные способы действий при выполнении учебного задания (склонения существительных в форме множественного числа); умеет действовать самостоятельно при выполнении учебного задания; использует навыки саморегуляции при осуществлении самопроверки. Коммуникативные: грамотно строить предложения при решении учебной задачи. Личностные: осуществляет самооценку. |
Физкультминутка на снятие общего утомления | Для начала мы с тобой Для начала мы с тобой Крутим только головой. Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. От разминки раскраснелись И за парту снова сели. | (Вращения головой.) (Повороты вправо и влево.) (Потягивания вверх и в стороны.) (Потирает щеки ладонями.) (Учащийся садится за парту.) | |
Продолжение работы | 2. -Давай составим памятку – алгоритм рассуждений для выбора нужной гласной в падежных окончаниях существительных множественного числа. Контролирует деятельность ученика, помогает правильно, грамотно оформить мысль. Выдает карточку с алгоритмом рассуждений при определении безударной гласной в падежном окончании существительного множественного числа. (приложение 3) | Составляет алгоритм рассуждений при выполнении подобных заданий «Как я буду выполнять задание». (КРН) Определяю склонение существительного. Определяю падеж существительного Чтобы определить гласную букву, использую слово-помощник: для сущ-ных 1-ого скл. – руки, для сущ-ных 2-ого скл. –дворы, кони, для сущ-ных 3-его скл. – степи. Употребляю слово-помощник в форме того же падежа и определяю безударную гласную. (слайд 9) Устно определяет безударную гласную в окончании и записывает предложение. Выделяет окончания существительных множественного числа, сверху подписывает падеж. | Познавательные: развитие умения составлять алгоритм рассуждений (план действий) для решения орфографической задачи. Познавательные: развитие умения действовать согласно алгоритму при определении безударной гласной в падежном окончании существительного множественного числа. Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании | -Дома закончишь работу с упр. 103 | Записывает задание в дневник. | Регулятивные: воспринимает задание учителя |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Помогает учащемуся сформулировать ответы на вопросы рефлексии, подвести итоги урока. -Оцени успешность своей работы на уроке. -Какую оценку ты бы себе поставил? Обоснуй свой выбор. Оценивает учащегося. | Отвечает на вопросы, анализирует свою деятельность на уроке. (приложение 4) Для ответа на последний вопрос выбирает смайлик настроения. Использует шкалу успеха. Оценивает себя. Сопоставляет свою оценку с оценкой учителем. | Коммуникативные: грамотно строит предложения для ответа на вопросы рефлексии. Личностные: умеет выполнять самооценку и сопоставлять с оценкой учителя, умеет признавать свои ошибки |