Просмотр содержимого документа
««Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»»
Урок русского языка
3-а класс
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Педагогическая цель:создать условия для развития умения правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
Планируемые результаты (предметные): записывать имена существительные с шипящим звуком на конце; воспроизводить своими словами правила, алгоритма; выполнять действия по образцу; находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы и самостоятельно искать способ решения.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; проявлять терпение и доброжелательность; понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности: организационный момент
Мы продолжаем путешествие по “Стране существительных”. Сегодня мы узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо быть внимательным, хорошо и правильно писать, уметь объяснять правила правописания.
- А как должны вести себя путешественники в дороге?
(помогать друг другу, не злиться, если товарищ ошибется, объяснять, если сосед что-то не понял). Если вы будете правильно и быстро выполнять задание по ходу путешествия, то будете получать очко-цветок.
Проверьте,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Правильно садитесь!
С усердием трудитесь!
Итак, мы проверили готовность к путешествию. Отправляемся в путь.
II. Актуализация знаний
Откройте тетради (это наши маршрутные листы), запишите дату и вид работы.
Чистописание
-Перед нами препятствие – Озеро «Каллиграфическое»
-Как же нам переправиться через него?
- Поскольку мы в необычной стране, то помогут нам в этом буквы алфавита. Да, у нас минутка чистописания.
– Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?
Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, [ч,], [щ,] – всегда мягкие.
- А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам.
– Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: “по тропинке” или “по кочкам”?
– Посмотрите, какая буква нам тоже хочет помочь? (Слайд)
– Мягкий знак.
– Что вы можете сказать о мягком знаке? (не обозначает звука)
– Запишите шипящие вместе с ь.
– Кто быстрее и лучше всех справится, получает цветок.
Самые активные, быстрые и аккуратные получают очко.
2.Орфографическая минутка
Садимся в лодку и переправляемся через озеро. Вот перед нами лужайка «Словарная». Там живут слова. Давайте исследуем эту лужайку. Посмотрите, что мы видим? Кто-то похитил буквы из слов. Поможем найти их.
На экране записаны слова: м…рков…, в…р…б…и, п…л…то, к…н…ки, …без…яна, к…мп…ютер
- Какие буквы мы отыскали? Назовите орфограммы.
- Какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?
- Сгруппируйте слова в соответствии с ролью мягкого знака в словах (работа в парах)
- Сколько групп получилось?
- Какие слова отнесли к первой группе?
- Какие слова отнесли ко второй группе?
-Проверим правильность выполнения работы. (Сколько членов группы сделали правильно, столько группа получает очков).
3. Повторение знаний о роде имён существительных (устная работа)
- А вот и поляна «Родовая». Здесь необходимо навести порядок. Все существительные жили в своих домиках, но налетел ветер, и домики рассыпались, все существительные оказались без жилья. Давайте построим для них домики, чтобы все они вернулись домой. Для этого приготовьте кирпичи - карточки с названием рода существительного. (Учитель указкой показывает существительное, учащиеся – карточку с указанием рода: ж.р, м.р.)
– Что вы заметили, когда определяли род существительных?
–Молодцы, быстро помогли именам существительным. Нам пора двигаться дальше.
– Как вы поняли, какие знания нам понадобятся в нашем путешествии? (Раздаются очки-цветки)
III. Работа над новым материалом.
1. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
– Впереди нас ждут несколько дорог, куда же нам двигаться дальше? Необходимо сориентироваться на месте с помощью компаса. Если мы выполним задание, то компас правильно укажет нам направление движения.
- Кто догадался, какая тема урока? (мягкий знак на конце существительных после шипящих)
–Какую цель мы поставим для себя на уроке? (Очки)
2.Усвоение новых знаний и способов действий
Постановка учебной проблемы
– Путешествие в “Страну существительных” продолжается. Как вы уже догадались, мы отправились в страну, где поселился мягкий знак. Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.
(Чтение сказки учителем на фоне музыки “Голоса леса”, сопровождается размещением на доске полосок со словами, дети читают слова в полосках хором. )
– А вот и Ь. От него мы узнали о его приключениях
Сказка.
– Мягкий знак отправился в путешествие.
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел
шалаш
?
У входа стоял
сторож
– Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.
– Мы - существительные с шипящими на конце:
ёж
чиж
стриж
грач
?
- А ты кто? – спросил сторож.
– Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!
– Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял
меч
– Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла
рожь
– О чём ты плачешь? – спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
– Не горюй, я буду с тобой дружить!
– И я, – пропищала из норки
мыш ?
– И я, сказала
доч ?
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила
ночь
– Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.
– У нас кончились припасы, нам необходимо пополнить запасы продовольствия. Впереди –деревня, её жители могут продать нам продукты и воду, но расплачиваться с ними надо правильно записанными словами.
С.32, упр. 55(работа в парах)
Задание разбирается коллективно, затем учащиеся самостоятельно (парами) записывают антонимы. Проверка. (Очки)
3. Работа по карточкам (работа в группах)
Внимание! Необходимо собраться, чтобы выработать дальнейший маршрут. (дети объединяются в группы). На маршрутных листах надо выполнить задание по группам.
Задание.
Дана звуковая запись, т.е. транскрипция слов. Запишите эти слова в соответствии с правилами орфографии русского языка:
[й’ош] - ___________
[лош] - ___________
[пл’аш] - ___________
[кл’уч’] - ___________
- Все ли справились с заданием? Исправьте ошибки, чтобы идти дальше.
Выходят по одному и рассказывают, как сделали задание.(очки)
4. Самостоятельная работа (тест)
(На экране гора «Тестовая»).
- Мы пришли к следующему препятствию. Здесь вами предстоит выполнить тест. (Если кто-то быстро справится с заданием, он получает цветок.)
Тест.
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б) не пишется
2.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что
это имена существительные
А) мужского рода
Б) женского рода
3. В какой строчке во всех существительных
надо поставить ь знак ?
А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
4. В каких словах допущены ошибки?
А) моржь, Б) молодеж, В) кирпич,
Г) брошь, Д) чертежь
Ответы: 1)-Б, 2)-Б, 3)-В, 5)- А,Б,Д
6 баллов – «5»
5 баллов – «4»
4 балла – «3»
(Сколько правильных ответов, столько очков)
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Мы заканчиваем путешествие по стране «Имя существительное», пора возвращаться домой. Мы поднялись по лестнице знаний ещё на одну ступеньку, наш багаж знаний пополнился новым содержанием.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что новое узнали?
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Всё ли вам было понятно?
-Какое задание было самым интересным?
-А самым сложным?
-Что вам понравилось на уроке?
-Кто был самым активным путешественником?
VIII. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
На доске размещаются цветы в виде букетиков (по рядам)
VII. Домашнее задание: с. 32, упр. 54 (учитель комментирует домашнее задание)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Фокино»
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(177) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»."
["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imion_sushchestvi"
["file_id"] => string(6) "486020"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1542370729"
}
}