7. Орфографическая диктовка с разбором по составу выделенных слов.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты*. Главная кузница по чеканке золотых монет – березовая роща. Рядом с каждой березкой-наковальней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается с летом за дождь и туманы, солнце и ветер.
Ф. Нестеров
Р/р: *монисто – ожерелье из бус, монет, разноцветных камней.
V. Подведение итогов урока.
– Назовите способы образования слов.
– Чем отличаются сложные слова от сложносокращенных?
– Чем отличается разбор словообразовательный от разбора по составу?
• Домашнее задание: упражнение 24.
Урок 9 МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
Цели: отработать навык морфемного и словообразовательного разбора, различать одинаково звучащие морфемы; продолжить работу по овладению орфографическими навыками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, заполняют их и сдают на проверку учителю.
III. Сообщение темы урока.
1. Беседа по вопросам.
– В чем отличие морфемного разбора от словообразовательного?
– Прежде чем разобрать слово по составу, надо определить часть речи. Зачем?
2. Выполнить синтаксический разбор предложений.
1) Солнцегорячо.
2) Ребятагорячоприветствовалигостей.
Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.
(I предложение: – так как краткое прилагательное;
II предложение: – так как наречие.)
IV. Закрепление.
Выполнение заданий.
1. Образуйте с помощью суффиксов глаголы и запишите их.
7. Орфографическая диктовка с разбором по составу выделенных слов.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты*. Главная кузница по чеканке золотых монет – березовая роща. Рядом с каждой березкой-наковальней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается с летом за дождь и туманы, солнце и ветер.
Ф. Нестеров
Р/р: *монисто – ожерелье из бус, монет, разноцветных камней.
V. Подведение итогов урока.
– Назовите способы образования слов.
– Чем отличаются сложные слова от сложносокращенных?
– Чем отличается разбор словообразовательный от разбора по составу?