Тема: «Не с именами прилагательными». Цели урока: - Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными - Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами - Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание. - Развивать творческие способности учащихся. Задачи урока: Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме. Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову. Планируемые результаты: Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?). Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни. Тип урока: урок приобретения новых знаний. Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Ход урока.
Организация класса.
-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом” .
-Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?
-Вы с ним согласны?
-Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.
2 Блиц-опрос по контрольным вопросам.
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?
Какие бывают степени сравнения у прилагательных?
Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете?
Какие прилагательные называются качественными/?
Какие прилагательные называются относительными?
Какие прилагательные называются притяжательными?
3 Объяснительный диктант.
Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодовать, невеже ство, не друг, а приятель, не тороплюсь.
4.Самоопределение к деятельности.
-Образуйте от существительных, которые вы только что записали, полные и краткие прилагательные там , это возможно.( Недоверие- недоверчивый-недоверчив, неправда-неправдивый- неправдив, невежество- невежественный- невежественен, неприятель- неприятельский)
-Как пишется не с с этими прилагательными? Почему?
-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Запишите тему урока в тетради.
Чему мы должны научиться на этом уроке?
5. Изучение нового материала.
-Ребята, посмотрите на таблицу.
- Как пишется НЕ с именем прилагательным?
6/ Работа с учебником.
1/ Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений»(с.25)
2. Чтение правила, образца рассуждения, беседа по прочитанному, комментарии учителя.
3. А теперь давайте разберем упражнение 356 у доски.
Упражнение 356. ( работа на 7- 10 минут. Сравнение ответов с помощью сигнальных карточек : зеленый цвет- слитно, красный- раздельно).
7. Физминутка.
Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательными пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно- стоят.
Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый , а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий , а твердый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.
8 Закрепление изученного материала.
Командная работа: класс делится на две команды. Первая команда придумывает словосочетание сущ.+прил. , прилагательное с приставкой не ( слитно). Вторая команда- словосочетание сущ.+прил., прилагательное с частицей НЕ раздельно
Упражнение 357. Спишите, обозначая условия выбора слитного и написания не .Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов
Упражнение 359. Самостоятельная работа..
9. Рефлексия.
- Что было известным, а что узнали нового?
-Что было самым трудным, а что легким?
- Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательными.
10. Домашнее задание.
Вспомните материал сегодняшнего урока и выполните упражнение 358 и повторите правило.