О некоторых особенностях формирования синтаксических умении у слабоуспевающих учащихся
О некоторых особенностях формирования синтаксических умении у слабоуспевающих учащихся
Одним из путей повышение качества обучение всех школьников русскому языку является дифференцированный подход к учащимся т.е. учет индивудуалъных различий учеников в усвоении учебного материала.
Так,одни учащиеся успешно справляются с разными видами заданий,арентируясъ при это.м насущественные признаки понятий,уверенно применяют полученные знания при выполнении новых,впервые выполняемыхупражнений.
Другая част школьников испытывает определенное затруднения в работе, иногда весьма значительные. Слабоуспевающие учащиеся нес справляются с заданием, требующими классификации и обобщение знаний, конструирования или чтения графических схем (морфемных, синтаксических). Наблюдается учащихся данной группы затруднения и при анализе смешиваемых языковых фактов. Много ошибок допускают школьники, например, в разборе предложений, в которых в одновременно сочетаются внешне сходные формы имени существительного - именительный и винительный падежи без предлога(Девочка увидела серенькую мышь).
В ходе анализа учащихся данной группы обнаруживается устойчивое стремление ориентироваться не на сумму признаков, существенных для понятия, а на наиболее явные признаки в данной ситуаций. например, категория одушевленности имен существительных воспринимается как значение деятеля, свойственное подлежащему. Поэтому в от усталости предложении У девочка слипались глаза такие школьники могут ошибочно назвать в качестве подлежащего существительное девочки.
Вместе с тем учащиеся данной группу справляются с разбором успешно, если им предложена внешняя опора в виде алгоритма распознавания членов грамматической основы. При этом они производят разбор в развернутой форме, сначала вслух приводя доказательства, а затем делая выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О некоторых особенностях формирования синтаксических умении у слабоуспевающих учащихся »
Автор-составитель:
Мамматкулова Хакима– учительница русского языка и литературы ОСШ им С.Рахимова.
Тема: О некоторых особенностях формирования синтаксических умении у слабоуспевающих учащихся
Одним из путей повышение качества обучение всех школьников русскому языку является дифференцированный подход к учащимся т.е. учет индивудуалъных различий учеников в усвоении учебного материала.
Так,одни учащиеся успешно справляются с разными видами заданий,арентируясъ при это.м насущественные признаки понятий,уверенно применяют полученные знания при выполнении новых,впервые выполняемыхупражнений.
Другая част школьников испытывает определенное затруднения в работе, иногда весьма значительные. Слабоуспевающие учащиеся нес справляются с заданием, требующими классификации и обобщение знаний, конструирования или чтения графических схем (морфемных, синтаксических). Наблюдается учащихся данной группы затруднения и при анализе смешиваемых языковых фактов. Много ошибок допускают школьники, например, в разборе предложений, в которых в одновременно сочетаются внешне сходные формы имени существительного - именительный и винительный падежи без предлога(Девочка увидела серенькую мышь).
В ходе анализа учащихся данной группы обнаруживается устойчивое стремление ориентироваться не на сумму признаков, существенных для понятия, а на наиболее явные признаки в данной ситуаций. например, категория одушевленности имен существительных воспринимается как значение деятеля, свойственное подлежащему. Поэтому в от усталости предложении У девочка слипались глаза такие школьники могут ошибочно назвать в качестве подлежащего существительное девочки.
Вместе с тем учащиеся данной группу справляются с разбором успешно, если им предложена внешняя опора в виде алгоритма распознавания членов грамматической основы. При этом они производят разбор в развернутой форме, сначала вслух приводя доказательства , а затем делая выводы.
Успешность такой работы определяется тем, что у описываемой группы учеников удовлетворительно сформированы опорные языковые умения: распознавать части речи и их формы, устанавливать связь слов в предложении, выбирать из круга возможных наиболее подходящий вопрос, при распознавании границ подлежащего опираться на смысловую и грамматическую связь главных членов и т.д.
Слабоуспевающие школьники ( учащиеся с низким уровнем усвоения ) характеризуются тем что не только не в состоянии справиться с выполнением, например, синтаксических заданий на обобщение, чтением схем, конструированием , определением грамматических значений членов предложения , но и испытывают большие трудности в анализе простых по структуре синтаксических конструкций.
Ответы на теоретических вопросы у слабых учеников отличаются не полнотой, отсутствием собственных примеров, иногда искажением материала учебника. Так, они затрудняют найти подлежащее в предложениях типа В роще заливистого и весело пели птицы или У Гешки накопилась богатая коллекция минералов.
Отсюда следует, что необходим дифференцированный подход к названной группе учащихся, который заключается в необходимости компенсировать нарушение в процессе формирования умений, обеспечив полноценную поэтапную их отработку.
Идея такого восполняющего обучения слабоуспевающих было в своё время сформулирована А. Н. Леонтьевым и заключается в том, что детей, испытывающих затруднение в усвоении знаний умений , не следует вести дальше, а необходимо возвратить к первоначальному этапу развернутых внешних действий, правильно эти действия и перевести в речевой затем во внутренний, умственный план -словом,всесделать наново
Практика работа показывает, что у слабоуспевающих учащихся наиболее успешно умения формируются на основе средств внешней опоры ,которые могут представлять собой зафиксированную в наглядно-словесной форме последовательность действий или перепечь признаков рассматриваемого явления.
Например, в качестве средств внешней опоры для отработки умения распознавать главные члены предложения учащимся класса могут быт предложены алгоритм распознавания подлежащего и сказуемое и карточка признаков главных членов предложения слабые школьники пользуются , которая выгледит так:
1.Главный член предложения
(входим в грамматическую основу)
2.Связи со сказуемым по смыслу
(обозначает действующее лицо,предмет,
который соверщает действие,характеризуется
признаком).
3.Отвечает на вопросы кто? что? о ком? (о чем?) говорится
в предложении.
4.Выражается именем существительных в им.
падеже,прилагательными и числительными в значении
существительных, фразеологическими и устойчивыми
словосочетаниями, синтаксически неделимыми слово-
сочетаниями и цельными наименованиями, глаголами
в неопределенной форме, редко: наречиями, междометиями.
1. Главный член предложения (входит в грамматическую основу).
2. Связан с подлежащим по смыслу (обозначает действие, признак лица, обозначаемого подлежащим), грамматически (согласуется с подлежащим в роде и числе ).
3.Отвечает на вопросы: что делаете предмет (лицо)? каков он? какой он? кто он такой? что он такое? что говорится (сообщается) о подлежащем?
4.Выражается личными глаголами всех наклонений, в неопределенной форме, прилагательными, числительными, именем существительным в им. и твор. Падежах, фразеологическими, устойчивыми сочетаниями, цельными наименованиями, редко: наречиями, местоимениями, междометиями.
Кроме того, учащиеся вооружаются и карточкой, изложена последовательность действий при определении главных членов предложения.
1.Найди в предложении тот главный член, который легче опознать:
Подлежащее Сказуемое
в форме имени существительного в им. Глагол в личной форме
падеже
2. Установи связь между членами грамматической основы при помощи вопросов: поставь вопрос от опознанного члена предложения ко второму, а затем в обратном порядке:
к а к о в ы ?
Дни поздней осени пронзительно прозрачны.
что?
3.Проконтролируй себя: установи смысловую связь главных членов.
Подлежащее Сказуемое
обозначает деятеля, лицо, предмет, характеризуется признаком деятеля,
которые совершают действие. лица, предмета
4. Установи грамматическую зависимость сказуемого и определи границы подлежащего:
мн. ч.
Жили-былистарик со старухой.
ед. ч.
Шел по аллее мой друг с женой и сыном.
5.Проверь способы выражения членов грамматической основы
(см. Карточку признаков главных челнов предложения ).
Средства внешней опоры могут быть представлены учащимся в готовом виде как раздаточный материал, а также могут быть составлены совместно с учащимися на уроке.
Многолетний опыт работы показал, что при отработке синтаксических умений с помощью средств внешней опоры должны быт соблюдены некоторые условия .
Во-первых, каждый слабый ученик должен, используя названные средства, работать определенное время во внешней речи :рассуждая вслух, вполголоса или письменно фиксируя ход раз мышлений при помощи графических обозначений (в данном случае -подчеркивая члены предложения, обозначая стрелками связи слов в предложений, сокращенно указывая способы выражения, надписывая вопросы ).
Во- вторых, по мере запоминания логики рассуждение следует отказываться от непосредственного использования наглядно- словесных средств, но при затруднении должна быть обеспечена возможность вернутся к нужной форме внешней опоры. Для этого целесообразна все средства внешней опоры сосредоточить в альбомах или специальных конвертах для раздаточных материалов .
Следующее важное условие работы со слабоуспевающими --проведение тренировочных работ на основе предупреждающего анализа. Цель такого анализа --вооружить учащихся приемами трудносни, которые осложняют языковой разбор, и способами выполнять его .Например, в процессе разбора предложений со смешиваемыми формами им. и вин. падежей существительного следует не только научит видеть эту трудность, но и познакомить с приемами трансформаций, замены, постановки парных вопросов, которые помогают различить внешне совпадающие формы и в конечном счете проясняют их синтаксическую роль.
Третьей существенной чертой работы со слабыми учащимися является подбор для них в качестве домашних заданий упражнений .аналогичных выполненным и разобранным в классе. Этим обеспечивается увеличение времени для обработки умения и предупреждения типичных ошибок.
И наконец. в ходе дифференциации процесса формирования умений должна систематически и целенаправленно вырабатываться способность самоконтроля. С этой целью целесообразно использовать
в процессе обучения приемы взаимопроверки и самопроверки.
Особенности обучения слабоуспевающих учеников состоят еще и в том. что наряду с отработкой новых понятий и умений у них должны быть компенсированы пробелы в опорных умениях. что также нужно предусмотреть в процессе обучения .
Организация дифференцированного подхода к слабоуспевающим школьникам с использованием описанных путей позволяет исправить ошибки в формировании умений обеспечив поэтапную обработку их компонентов .что и является главным условием усвоения языкового материала данной группой учащихся. а также основным условием постепенного перехода формируемых умений в навыки.